Советы психолога

Памятка родителям «Нет насилию!»

 

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми люди калечат ребенка, но и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними до 18 лет) включает в себя любую форму недопустимого обращения со стороны сверстников, родственников (родителей, братьев, сестер, других членов семьи), опекунов, попечителей, педагогов, воспитателей, представителей органов правопорядка.

ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии.

К физическому насилию относится также во-влечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Возможные признаки!

  • Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту и т.д.);
  • Задержка физического развития;
  • Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неприятный внешний вид, сыпь);
  • Боязнь идти домой после школы;
  • Одиночество, отсутствие друзей;
  • Псевдовзрослое поведение;
  • Отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
  • Болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
  • Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • Лживость, воровство;
  • Жестокое обращение с животными;
  • Склонность к поджогам.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми.

Возможные признаки!

  • Резкие изменения веса (потеря или прибавка);
  • Замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи;
  • Трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
  • Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия, низкая самооценка;
  • Падение самооценки;
  • Суицидальные мысли, высказывания или попытки.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Возможные признаки!

  • Задержка физического, умственного развития;
  • Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания);
  • Беспокойство или тревожность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Длительно сохраняющаяся подавленность;
  • Склонность к уединению;
  • Агрессивность;
  • Угрозы или попытки суицида;
  • Чрезмерная уступчивость, заискивание;
  • Неумение общаться, налаживать отношения;
  • Низкая самооценка;
  • Плохая успеваемость. 

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью или развитию.

Возможные признаки!

  • Ребенок одет не по сезону, не по размеру;
  • Ребенок немытый, от него плохо пахнет;
  • Ребенок ослаблен, голоден;
  • Ограниченный рацион питания;
  • Нарушение режима сна;
  • Оставление детей надолго без присмотра;
  • Травмы из-за недосмотра за ребенком;
  • Нелеченные заболевания;
  • Ребенка не забирают вовремя из детского сада, либо он не посещает его.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

ПРИ ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С НИМ

Возраст до 3 лет

  • боязнь родителей или взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • плохо развитые навыки общения;
  • крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • пассивная реакция на боль;
  • негативизм, агрессивность;
  • жестокость по отношению к животным;
  • лживость, воровство;
  • отставание в речевом развитии. 

Младший школьный возраст

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • боязнь идти домой или в школу;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
  • агрессивность.

Подростковый возраст

  • побеги, уходы из дома;
  • прогулы занятий в школе;
  • употребление алкоголя, наркотиков и т.п.;
  • суицидальное поведение;
  • криминальное или антиобщественное поведение.

КАК ПОМОЧЬ

РЕБЕНКУ В СИТУАЦИИ НАСИЛИЯ

При наличии у ребенка признаков возможного жестокого обращения после посещения образовательной организации:

  • Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
  • Поговорите с педагогами.
  • Сообщите руководителю образовательной организации, попросите письменное объяснение.
  • Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.
  • Обратитесь в органы опеки и попечительства.
  • Обратитесь в полицию или прокуратуру.
  • Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

  • к воспитателю в детском саду, педагогу в школе,
  • к педагогу-психологу, соц. педагогу,
  • в управление образования,
  • в комиссию по делам несовершеннолетних,
  • в учреждения здравоохранения,
  • в управление внутренних дел,
  • в орган опеки и попечительства,
  • в прокуратуру,
  • уполномоченному по правам человека.
свернуть

Что такое домашнее насилие?

Семья– это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.

Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания

 Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

«физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией».

Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем. Существует ряд простых действий, которые помогут разобраться, что делать в ситуации, когда насилие происходит в семье.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ БЫТОВОЙ КОНФЛИКТ?

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п.

Сексуальное насилие - насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие –  нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже,  контроле и т.п.

Экономическое насилие -  материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

 Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!

свернуть

Как бороться со страхами

 

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

 

Источник: Источник: https://adu.by

свернуть

Детская ревность

«Проявление детской ревности – явление нормальное и здоровое. Ревность возникает от того, что дети любят. Если они неспособны к любви, то не проявляют ревности» Дональд Вудс Винникотт

Механизмы появления ревности у ребенка. Детская ревность всегда вызвана страхом быть нелюбимым, незащищённым. В детстве деревья кажутся большими, а беды — непреодолимыми, мир для ребенка начинается с мамы и в основном ограничивается именно ею. До определённого возраста мама — главный гарант безопасности, источник любви и нежности, в которой дети нуждаются не меньше, чем в пище и воде, во сне и играх. Страх потерять хотя бы малую толику этой любви главного человека для малыша и порождает ревность. Не стоит думать, что малыши воспринимают близкого человека как собственность, это больше присуще для взрослой ревности. Механизм развития негативных реакций у детей обычно иной: сначала появляется недоумение, почему и откуда появился кто-то, кому мама уделяет внимание. Невозможность в силу возраста и отсутствия жизненного опыта объяснить всё себе и дать ответы на мучащие вопросы, трансформируется в психологическое неприятие ситуации. Если ситуация от этого не исчезает, начинается протест, который может быть как открытым, так и протекать в форме тяжёлого внутреннего конфликта.

Детская ревность — это крик о помощи, который игнорировать нельзя, поскольку это чревато тяжёлыми последствиями для психики малыша.
Как распознать ревность?
Классическое проявление ревности — когда старший ребенок втайне от родителей причиняет вред беззащитному младшему: щиплет, дергает за волосы, ломает или прячет его вещи и игрушки. Однако не все дети выражают свою ревность таким способом. Иногда эта обида проявляется в внешне беспричинном плохом поведении, капризах, даже болезнях. Так первенец дает понять, что ему не хватает маминой любви, пытается вновь вернуть себе родительское внимание.
Родители нередко заблуждаются, уверяя себя, что в их семье детской ревности не будет. Внимательным и заботливым родителям нередко удается минимизировать эту проблему, но полностью избежать ее не удается практически никому. Нормальный ребенок должен пройти испытание ревностью, прожить этот тяжелый момент конкуренции с братом или сестрой. Только от родителей зависит, научится ли он справляться со своими эмоциями без ущерба для психического здоровья.

Детская ревность: особенности проявления
В большинстве случаев детская ревность встречается у детей до 5 лет. Они соперничают с младшими братишками и сестренками, папой или отчимом, пытаясь привлечь к себе максимум внимания с маминой стороны. Особенно это касается детей, растущих с раннего детства вне семьи, которые с раннего возраста уже были лишены самого главного и важного. И этому есть объяснение. До 3 лет мама для ребенка является самым значимым объектом, обеспечивающим заботу и любовь. Поэтому, уже находясь в семье, любое стороннее посягательство на материнское внимание лишает его ощущения комфорта и безопасности. В результате развивается чувство тревоги и страха, стремление отстоять личную территорию, которое сопровождается криком и плачем. В 3 года у малыша формируется осознание собственного «Я». Он осмысливает свои желания и намерения, обучается осознанно достигать своего. В этом возрасте детская ревность может перерастать в категорию манипуляций. Зачастую маме приятно, когда малыш ее ревнует, поэтому она неосознанно подкрепляет эту реакцию ребенка. А он в свою очередь учится добиваться желаемого, манипулируя материнскими чувствами. Проявления детской ревности обычно сопровождаются такими поступками: капризами, всевозможными прихотями, которые выступают как средство борьбы за внимание мамы; агрессией на второго ребенка или взрослого, который отбирает материнское внимание; постоянными упреками, что мама его недостаточно любит, а другого любит сильнее; замкнутостью в себе и действиями наперекор родителям; негативной реакцией на похвалу при нем других детей или взрослых.


Основные признаки детской ревности:
К явным проявлениям ревности у детей относятся такие поведенческие реакции:
1. Агрессивность. Это самая распространенная форма выражения. Это может быть как физическое воздействие (драки, стремление ущипнуть, толкнуть), так и эмоциональный прессинг (обиды, обзывания, стремление подговорить на что-то другое, подставить). Эти формы также могут проявляться совместно.
2. Гиперактивность. В данном случае насторожить родителей должна чрезмерная активность ребенка, которая до этого не наблюдалась. Таким образом, ребенок меняет тактику своего поведения, чтобы компенсировать свое ощущение ненужности. При этом ребенок не только никак не может успокоиться, но и может начать отказываться от любимых занятий: прогулок, игрушек, встреч с друзьями, игр с домашними животными.
3. Невротические реакции. У очень чувствительных детей ответом на ревностное отношение к изменению своего статуса в семье может быть не поведение, а реакция нервной системы. К примеру: истерия, заикание, нервные тики.
На то, что ребенок переживает ревностные чувства в себе, указывают следующие признаки:
- Тревожность. Накопленный и сдерживаемый внутри негатив, обида, непонимание все равно вырываются наружу, несмотря на внешне спокойного ребенка. Это могут быть проблемы со сном - беспокойный, прерывистый сон, трудности при пробуждении или при подъеме.Среагировать может и пищеварительная система – плохим аппетитом, нарушениями пищеварения, сменой вкусовых пристрастий. Подключиться также может и психика, может пострадать успеваемость в школе.
- Смена настроения. Явный признак того, что ребенок испытывает стрессовую ситуацию – изменения в его эмоциональном поведении. Если ранее веселый и активный малыш вдруг стал грустным, плаксивым и пассивным – это скрытый позыв о том, что ему нужна помощь и внимание.
-Уход от самостоятельности. Очень часто старшие дети начинают сознательно «разучиваться» и «не уметь» делать то, что до появления нового члена семьи делали самостоятельно. Детское представление о мире подсказывает ему, что если он уподобиться малышу, которому мама сейчас уделяет так много внимания, то она столько же времени будет уделять и ему.
- Ухудшение здоровья. Внутренние переживания могут отразиться и на здоровье ребенка – он может чаще болеть простудными заболеваниями или страдать от обострения хронических заболеваний без видимых на то причин. А может использовать симуляцию или травмы для привлечения внимания.
Важно! Ревность ребенка – это его переживания и эмоции, которые он может унести с собой во взрослую жизнь, тем самым сильно ее усложнив. Потому она не должна остаться незамеченной.
Очень часто детская ревность возникает к младшему ребенку, папе или отчиму. Рассмотрим более подробно все эти ситуации:
Появление младшего члена семьи добавляет маме хлопот. В результате количество времени, ранее уделяемое первенцу, существенно уменьшается. Он часто обвиняет маму в недостатке внимания и любви к нему. Как следствие, у старшего ребенка развивается чувство отверженности самым родным человеком. Что делать родителям в такой ситуации:
-Поймать благоприятный момент. Детскую ревность проще предупредить, чем с ней бороться. Для этого нужно поймать момент, когда ребенок захочет братика или сестричку. У детей ближе к 4 годам возникает неосознанное желание проявлять заботу о ком-то. Если рождение младшего ребенка совпадает с данным периодом, тогда вероятность развития ревности существенно уменьшается.
-Приобщить ребенка к ожиданию. Желательно заранее подготовить ребенка к появлению нового члена семьи. И уже с этого времени постепенно прививать заботу о маме и будущем члене семьи. Тогда в семье будет трое единомышленников, которые будут ожидать появление второго ребенка.- Заинтересовать ребенка в уходе за малышом. Очень часто старший ребенок ревнует маму к малышу потому, что маленькие дети требуют круглосуточного внимания и опеки. Из-за этого первенец ощущает себя обиженным, ведь родители не могут уделять ему столько времени, как раньше. Ревность к младшему ребенку можно исключить, если дать понять старшему, что он полноценный член семьи, которому доверяют «взрослые» дела: отнести пеленки, подать бутылочку, приглянуть за крохой во время сна. Важно прислушиваться к своим детям. И если старшему ребенку надоедают хлопоты за младшим, тогда необходимо дать ему возможность заняться своими делами: поиграть с игрушками, посмотреть мультфильмы или порисовать. Обязательно общаться с ребенком наедине. Нужно каждый день находить хотя бы один час, чтобы провести его вдвоем со старшим ребенком, почитать ему сказку, поиграть или просто поговорить.
-Сохранять справедливость по отношению к детям. В период взросления детей возникают различные ситуации, при которых они взаимодействуют. Время от времени из детской могут доноситься крики или плач. Чаще всего такие обстоятельства возникают у погодок, которые не могут поделить нужную обоим игрушку, ссорятся по этой причине или даже дерутся. Не стоит сразу же упрекать первенца, потому что он старше. Иногда достаточно переключить внимание малышей на любое другое занятие. А если нужно разобраться в происходящем, то делать это справедливо, чтобы ни в коем случае не обвинить невиновного.
-Не сравнивать детей друг с другом. Необходимо тщательно избегать обстоятельств, которые предполагают сравнение детей, особенно в большой семье. Каждый ребенок все время сравнивает себя со сверстниками, а оказаться в чем-то последним в своей семье является для него значительной травмой. Поэтому родители должны всячески воздерживаться от сравнений, сопоставлений, и не оценивать одного ребенка выше остальных.

Давайте попробуем провести небольшой эксперимент: Назовите слова, начинающиеся на эти буквы "Б", "С", "П", "М". А теперь давайте посмотрим. Наверняка на букву "П" и "М" Вы назвали слова "папа" и "мама", а что с буквами "Б" и "С"? Назвали ли Вы слова "брат" и "сестра"? Если нет, давайте попробуем разобраться в чем же тут дело. А дело в "конкурентном инстинкте". Самыми непримеримыми конкурентами считаются близкие генетически: братья/сестры. Еще австрийский психоаналитик Альфред Адлер (ученик Зигмунда Фрейда) описалслучай который иллюстрирует, насколько сильно влияет на поведение детей появление в семье еще одного ребенка: "Мальчик попросил у родителей подержать на руках сестренку. Причем родители были убеждены, что мальчик любит сестру. Но взяв на руки, он вскоре, будто нечаянно, бросил ее на пол". Учитель Адлера Зигмунд Фрейд в одной из своих книг описывает другой случай. После рождения сестренки 5-и летний старший брат заболел. В бреду он кричал: "Не хочу никакой сестренки! Пусть аист заберет ее обратно!".
Достаточно часто встречаются случаи различного проявлениями детской ревности и, действительно радуют, те случаи, когда она заметна. Потому как это означает, что ребенок может обозначать свои чувства. Гораздо сложнее ситуации, когда ребенок вроде бы "не ревнует" и даже любит братика или сестричку, а ребенку от роду года 2 или 3...


У многих детей, при появлении в семье младших братьев или сестер, в связи со сложившимися переменами происходят изменения во вкусовых пристрастиях, может пропадать аппетит, могут возникать расстройства пищевого поведения, а также регресс в навыках самообслуживания.На самом деле это случается почти со всеми детьми в появлением младших, в основе этого механизма очень серьезные чувства малыша. Он видит, что малыш получает много любви и внимания, часто мама объясняет почему (он сам не умеет кушать, одеваться, умываться и т.д.). И тогда старший думает - значит если я стану таким же, то мама и со мной будет проводить столько времени. И строгая реакция родителей на такое поведение ребенка может только усугубить ситуацию. Активизация хронических заболеваний (без видимых на то причин), частые простудные заболевания, травмы. Любые нарушения здоровья, при которых мама обязательно обратит все свое внимание на первенца.



Влияние разницы в возрасте детей, на переживания ревности.
Чем меньше разница в возрасте детей, тем сильнее переживания первенца. Многие родители считают, что разница 1-2 года идеальна, потому как дети еще "ничего не понимают" - и это очень опасное заблуждение. Основная сложность в том, что цели и способы их достижения у детей с такой разницей в возрасте практически одинаковы. Оба ребенка, не так давно помещенных в семью, одновременно сильно нуждаются в родительской любви и внимании. А это значит, что конкуренция будет достаточно жесткой. Часто эта конкуренция может случайно подогреваться самими родителями: "Он младше тебя, а не плачет", "У Саши картина аккуратнее", "Ты старше, а ведешь себя как маленькая" и так далее. Такие сравнения не мотивируют ребенка к достижениям как таковым, они вызывают совсем другие чувства: ярость, гнев, обиду, ненависть и желание во что бы то ни стало превзойти брата/сестру, но не потому что это нужно ему самому... А для того чтобы "победить" его и как следствие заслужить любовь и признание родителей.



Как подготовить старшего ребенка к появлению второго малыша.
Даже если первенец совсем малыш,готовьте ребенка к появлению второго малыша. Рассказывайте о том, какой он будет, о том, что с ним нельзя будет сразу играть (если он будет очень маленький). Можно вместе рассматривать специальные книжки, читать сказки, смотреть передачи о детях, ожидающих родителей. Не забудьте рассказывать и о том, как изменится ваша жизнь после появления маленького. И про чувства тоже не забудьте, что он (ваш первенец) навсегда останется вашим первым ребенком, любимым и обожаемым, вне зависимости о того, какой будет второй. Учите самостоятельности и всячески поощряйте ее проявления. После появления второго ребенка это здорово пригодится. К тому же ребенок не будет связывать необходимость есть самостоятельно с появлением "беспомощной" в этом вопросе сестрой, если он это делал уже до ее появления. В продолжении предыдущей рекомендации хочется обратить внимание еще вот на что.
Все изменения, которые должны наступить с появлением второго ребенка лучше провести до его рождения - поход в детский сад, отучение от совместного сна и т.д. В противном случае ребенок может связывать все эти изменения с появлением нового ребенка, а это значит, что соперничество будет сильнее. Ситуации у всех разные, и возможности мамы тоже. Если Вы понимаете, что с двумя детьми не справитесь в первое время - попросите помощи у родственников. Но только не отдавайте первенца на время родственникам... Вам только кажется, что ребенок ничего не понимает и не переживает - для него это огромная травма - "появился брат, теперь меня не любят и я уже не нужен". Смягчить ситуацию "вхождения в семью" нового человека поможет подарок первенцу. Редко кто подумает о презенте для первенца, а ведь у него тоже праздник и еще какой! Он стал старшим братом или сестрой! Это ли не повод получить подарок о котором мечтал? Не реагируте строго, если первенец - уронил соску, придавил ножку малыша, разлил молоко и так далее. Отнеситесь терпеливо. И считайте это поводом поговорить о его чувствах. Еще один важный пункт. Разрешите ребенку ревновать! Казалось бы простая фраза "Я вижу, что ты ревнуешь и тебе не просто" - может стать очень важной для малыша. Во-первых, Вы называете ему его чувство и он начинает понимать как называется то, что с ним происходит. Во-вторых, такая Ваша реакция "легализует" это чувство - ребенок получает разрешение чувствовать ревность, а значит нет надобности это подавлять. Покупая обновку младшему, побалуйте чем-то и старшего. Советуйтесь с первенцем: во что одеть, какой дорогой пойти гулять и прислушивайтесь к советам. Обозначайте позицию старшего - он опытней, он пример для малыша. Когда вы заняты маленьким, просите мужа/бабушку и так далее уделить внимание старшему. Проводить время с младшим можно с пользой для старшего.. При этом не забывайте находить время для себя! Это обязательно. Воспитание двоих и больше детей требует гораздо больших усилий, терпения, внимания.

Заботьтесь о себе! Помните, что появление второго ребенка это время когда мама по максимуму должна уделять внимание первому! Малышу в первое время нужно не много - еда, уход и тепло мамы. Переживания старшего гораздо сильнее - он начнет постоянно требовать доказательств Вашей любви. Не жалейте этой самой любви! В этот период ее должно быть гораздо больше обычного!
7 вещей, которые нужно сделать со старшим до появления младшего:
• Отправьтесь в путешествие
На самолете, поезде или машине – главное, в какое-то новое и интересное место. А потом – сделайте вместе с ребенком коробку для воспоминаний, которую можно будет обклеивать фотографиями и складывать внутрь памятные вещицы.
• Разберите игрушки
Для хрупких, например, коллекционных кукол и машинок, выделите полку повыше, опасную для малыша мелочевку вроде конструкторов с мелкими деталями, спрячьте в надежные коробки с защелками… А старые игрушки из детства, наоборот, можно достать и вымыть – пусть старший потом торжественно передаст их младшему.
• Переберите одежду
Занятие на первые взгляд кажется не таким интересным – ну какая радость ребенку от разглядывания собственных старых кофточек и ползунков? Но если снабдить этот процесс рассказами и воспоминаниями, получится очень здорово. Это твой первый костюмчик – ты был в нем такой забавный и смешной! А это – пинетки, смотри, на какие маленькие ножки. Ты не против, если мы отдадим их малышу? Пусть старший поймет, что тоже был таким же маленьким и беспомощным, это поможет ему меньше ревновать в дальнейшем.
• Купите подарок для малыша
Пусть старший сам выберет подарок для малыша – ведь мы особенно любим тех, для кого делаем что-то хорошее. Это не обязательно должна быть погремушка или пирамидка – может быть и та игрушка, о которой мечтает сам первенец. Пусть пока «протестирует», а потом оставит «на вырост».
• Позвольте старшему почувствовать себя маленьким
Читайте ему вслух на ночь, пеките его любимое печенье, разрешите приходить к вам в кровать утром – если, конечно, чадо еще не вышло из дошкольного возраста. Гуляйте днем в парке, смотрите мультфильмы, ходите в кино, просто разговаривайте – первое время после рождения маленького вам обоим будет не хватать этих простых радостей неторопливого спокойного общения.
• Оформите детский альбом
С появлением младшего начнется совсем другая история, а пока соберите все старые фотографии старшего ребенка, купите большой альбом, снабдите изображения смешными стихами или надписями. Пусть это будет том первый семейной детской истории. А на подходе – том второй.
• Напишите письмо старшему
Расскажите, как ждали его, как сильно любите, какие дорогие моменты, связанные с ним, хранятся в вашем сердце. Объясните, что с появлением второго ребенка у вас станет меньше времени, но любви останется ровно столько же, и его место в сердце никто не займет. Прочитайте это письмо ребенку вслух или вместе с ним. Положите его в большой конверт – пусть перечитывает сам или с помощью, когда захочет.
• Поленитесь вместе
Совсем скоро вам будет не до отдыха, поэтому когда как не сейчас устроить ленивые выходные? Можно весь день валяться на диване, есть пиццу и смотреть любимые фильмы, а потом прогуляться в магазин за мороженым. Для каждых выходных, это, конечно, чересчур, но один раз вполне можно.

Ревность между кровными и усыновленными (удочеренными) детьми.

Семьям, в которых есть кровный ребенок и которые решили принять в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо задуматься о том, как подготовить своего ребенка к приходу нового члена семьи? Как сделать так, чтобы между детьми не появилась ревность? Прежде всего, стоит искренне поговорить со своим кровным ребенком, доступно объясняя ему, почему вы хотите взять осиротевшего ребенка. Обязательно расскажите все плюсы и минусы, с которыми связано появление усыновленного (удочеренного) ребенка в вашей семье. Например: у него появится то, чего ему раньше не хватало: надежный, постоянный товарищ и со временем им будет очень весело проводить время вместе. Расскажите ребенку о том, как они будут помогать друг другу.

Иногда родители, подготавливая своего ребенка к такому известию, спрашивают: «Ты хочешь братика или сестричку?» Так начинать разговор не следует ни в коем случае! Ведь задавая вопрос, взрослые тем самым оставляют возможность ответить на него не только «да», но и «нет». А если ребенок ответит «нет»? Сказать, что его никто не спрашивает, нельзя, так как родители только что сами его об этом спросили. Ребенку узнать, что его мнением интересуются только для того, чтобы тут же его сбросить со счетов, чтобы дать понять, что оно ничего не значит, - не самое приятное открытие, и если оно будет связано с появлением усыновленного (удочеренного) ребенка, вряд ли это обстоятельство прибавит ребенку любви к новому брату или сестре.

Точно так же не стоит спрашивать: «Кого ты хочешь - братика или сестричку?» Ребенок свой выбор сделает (в зависимости от возраста, он еще может не знать, что можно спрашивать просто так, без всякого умысла: спрашивают - значит можно «заказать», значит, сделают так, как он скажет). И взрослые рискуют оказаться перед лицом новой проблемы: как «исполнить желание» ребенка? Даже если желание кровного ребенка иметь братика совпало с вашими мыслями об усыновлении мальчика определенного возраста, как вы поступите, когда находясь на стадии поиска ребенка, вы увидите замечательную девочку и ни о ком другом больше думать не сможете? Такая ситуация способна осложнить не только братски-сестринские отношения в будущем, когда девочка появится в вашем доме, но и детско-родительские: спрашивали - значит, обещали сделать, как я захочу, а - не сделали! Убедиться в том, что мама и папа не всегда держат слово, что могут обманывать - не только разочарование для кровного ребенка, но и дурной пример для вашего ребенка. Поэтому не стоит подобную ситуацию искусственно создавать.

Сказать вашему сыну или дочке о решении принять ребенка в семью лучше всего так, как оно есть. Честно. «Скоро у тебя появится братик или сестричка. А ты будешь старшим братиком (или старшей сестричкой)». Постараться ответить на все вопросы ребенка. А если скажет «не хочу», можно не уговаривать, а расспросить, почему?

Действительно, почему? Ведь, во-первых, страшно интересно узнать, что же думает по этому поводу ваш ребенок, а во-вторых, дать ему высказать свои чувства. Это первый шаг на пути к преодолению ревности. При появлении усыновленного (удочеренного) ребенка резко изменяется внутреннее состояние кровного ребенка, возрастает тревожность и напряжение. Ребенок мучается вопросами и сомнениями: - «Это мои родители, почему они взяли другого ребенка?» - «Теперь этот ребенок займет мое место, его будут любить больше, чем меня?» - «Теперь я должен делиться всем с этим ребенком - игрушками, одеждой, компьютером, родителями?» - «Больше никогда мы не будем одной семьей?» Таким образом, кровный ребенок испытывает страх потери семьи, отдаления от него родителей. В чем-то это ситуация похожа на ту, когда в семье рождается второй ребенок, только этот - чужой.

Особенно большое значение в этой ситуации имеет предварительная подготовка кровного ребенка к появлению нового члена семьи. Важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Прежде чем принять окончательное решение, родителям необходимо обязательно поговорить с ребенком, спросить его согласия;

2. Четко объяснить ребенку, почему родители приняли такое решение (важно донести до него, что факт появления приемного вовсе не означает, что он плохой или не устраивает родителей);

3. Что изменится в жизни кровного ребенка с появлением усыновленного (удочеренного) ребенка: где он будет спать, будет ли этот ребенок брать его одежду, игрушки и т.д.

Если кровный ребенок грамотно подготовлен к появлению усыновленного (удочеренного) ребенка, адекватно воспринимает мотивы принятия ребенка в семью, ему легче справиться со стрессом и напряжением, связанными с изменением семейной обстановки.



В тех ситуациях, когда кровный ребенок значительно старше усыновленного (удочеренного), родители ориентируются на него как на помощника в воспитании. Обычно дети, прошедшие предварительную подготовку к появлению будущего ребенка, достаточно легко включаются в мероприятия по уходу за ним, воспринимают себя и родителей как единую команду, которая призвана помочь ребенку-сироте. Очень важно, чтобы эта роль «помощника» оказалась по силам ребенку. Если до этого он был центром семьи, и все делалось только для него, то появление дополнительных обязанностей воспринимается как наказание, «низвержение с трона», в этом случае ревность и неприязнь к усыновленному (удочеренному) ребенку только усиливается.

Родителям в такой ситуации лучше не принуждать ребенка к участию в уходе за усыновленному (удочеренному) ребенком, а постепенно вовлекать его в процесс через подчеркивание его самостоятельности, полезности и значимости в этом деле: «Ты мне очень нужен», «Лучше тебя с этим никто не справится». Однако при отказе не следует давить на него, взывая к чувству долга, это лишь еще больше оттолкнет и без того обиженного ребенка. Такие качества, как забота о более слабом, чуткость и доброта, не являются врожденными, они формируются и воспитываются в семье. Нотации и наставления («ты должен мне помогать, ты же старше») еще не могут быть восприняты осознанно, в ситуации изменения жизни семьи самочувствие кровного ребенка в большей степени регулируется эмоциональными переживаниями, а не рациональными суждениями или общепринятыми нормами.

Постепенно, ради себя самого или ради самых близких людей - родителей, ребенок может начать помогать и заботиться, демонстрировать поведение «старшего». Однако родителям необходимо помнить, что кровный ребенок - только помощник, ни в коем случае нельзя перекладывать на него родительские обязанности. Дети хотят быть братьями и сестрами, а не мамой и папой.

Ревность и неприязнь - нормальное явление между детьми, это проявление естественной борьбы за внимание родителей. Для того чтобы вернуть «потерянную» любовь родителей, кровный ребенок может начать копировать поведение усыновленного (удочеренного) ребенка, регрессировать в своем развитии. Наиболее часто подобная реакция встречается у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, они могут начать проситься к маме на колени, ни на шаг не отходить от родителей, грызть ногти, может неожиданно начаться энурез, расстройство сна и т.д. У детей более старшего возраста ревность чаще всего проявляется протестными реакциями, они стремятся меньше времени проводить дома, замыкаются в себе и т.д. У детей всех возрастов может появиться агрессия по отношению к усыновленному (удочеренному) ребенку, желание вернуть его обратно. В других ситуациях агрессия переносится на родителей - ведь это они привели ребенка, они уделяют ему больше внимания и т.д.

Полностью предотвратить ревность не удастся, но можно свести ее до минимума. Чтобы не провоцировать вспышек детской ревности, необходимо дать понять кровному ребенку, что он по-прежнему любим. Вот несколько советов, как направить детскую ревность в нужное русло.

Самая опасная ошибка, провоцирующая всплеск ревности, - отдать вещи кровного ребенка, его одежду или игрушки вновь прибывшему малышу. Лучше пойти и купить новые вещи, привлекая к выбору кровного ребенка: «Как ты думаешь, что лучше подойдет, что ему понравится» и т.д.

Если раньше кровный ребенок на ночь всегда слушал сказку или имел другой привычный ритуал отхода ко сну, необходимо обязательно поддержать этот порядок, по возможности сохранить привычный ход вещей. Ведь изменение образа жизни - это стресс не только для усыновленного (удочеренного) ребенка, кровный переживает не менее сильную тревогу и беспокойство.

Доверяйте усыновленного (удочеренного) ребенка кровному, поощряйте проявления заботы, внимания и любви. Причем это может проявляться не только в уходе за ребенком, но и в организации совместного досуга: поиграть вместе, посмотреть мультфильм. Если усыновленный (удочеренный) ребенок очень маленький, научите старшего проявлять свою любовь безопасным способом: например, посылать воздушные поцелуи или щекотать пяточки.

Важно избегать «остаточного принципа» проявления внимания, например, активно общаться с кровным ребенком только в то время, когда усыновленный (удочеренный) спит. Он обязательно почувствует это, и ревность лишь усилится.

Достаточно сложными бывают ситуации, когда усыновленный (удочеренный) ребенок старше кровного. Малышу гораздо сложнее объяснить, почему вдруг появился кто-то еще, его сомнения и страхи менее осознаны и не поддаются рациональному объяснению. Самая главная задача родителей в этой ситуации - уделять достаточно внимания кровному ребенку, сообщать ему о своей любви и его значимости словами, объятьями и взглядами.

Еще один вариант - когда в семье несколько кровных и несколько усыновленных (удочеренных) детей. Эта ситуация наиболее сложная для родителей, потому что дети объединяются в два клана - «свои» и «чужие», и начинается полномасштабная война. Именно поэтому большинство психологов не рекомендуют принимать в семью сразу несколько приемных детей. Если же все-таки подобное решение принято, от родителей требуются в первую очередь дипломатичность и умение быть третейским судьей.

Для самих родителей встает очень сложный вопрос - способны ли они относиться к усыновленному (удочеренному) ребенку так же, как к родному. Родители, у которых есть и биологические, и усыновленные (удочеренные) дети, говорят, что способ, каким пришел в семью ребенок, абсолютно не влияет на силу или качество любви, которую испытывают по отношению к нему родители. Однако подсознательно всегда сохраняется страх - «вдруг я несправедлив по отношению к кому-то из детей». Иногда родители так стараются быть честными и избежать обвинений в пристрастности, что добиваются противоположного результата. 

В частности, они столько сил тратят на то, чтобы одинаково заботиться о детях, что забывают, что у каждого ребенка есть свои потребности. Например, родители беспокоятся о том, что причинят боль усыновленному (удочеренному) ребенку, если начнут вспоминать, как прекрасно было то время, когда они ждали появления на свет своего родного малыша.

Если эта тема становится закрытой для обсуждения, чтобы не травмировать усыновленного (удочеренного) ребенка, тем самым родители лишают своего биологического ребенка возможности услышать о том, каким желанным он был. Дети всегда чувствуют, если родители ведут себя неестественно, и зачастую интерпретируют такое поведение превратно. А зачастую и родители неправильно прогнозируют ответную реакцию ребенка. Например, для усыновленного (удочеренного) ребенка очень полезно услышать, что взрослые, как правило, сильно волнуются и радуются, узнав о том, что у них будет усыновленный (удочеренный) ребенок, потому что дети склонны рассматривать это событие как проблему. В одной семье рождение кровного ребенка сыграло положительную роль в отношениях между приемной дочерью и ее матерью. Девочка, подвергавшаяся насилию со стороны родной матери, научилась доверять маме, которая ее удочерила, потому что она видела, как та заботиться о малыше, боясь причинить ему малейшее неудобство. Девочка прониклась материнскими чувствами, которых ей не хватало в детстве, глядя на женщину, нежно ухаживающую за младенцем.

Мнение о том, что если совершенно одинаково относиться к детям, то проблемы ревности можно избежать - ошибочно. Наоборот, ревность обостряется в случае, если родители намеренно не делают никаких различий между детьми: дарят совершенно одинаковые подарки, постоянно используют обобщения «дети, быстро спать», «дети, идите есть».

Родителям, которые винят себя в том, что они неодинаково относятся к своим детям, можно посоветовать провести упражнение «Контроль действительности», самостоятельно проанализировав свое поведение или попросив сделать человека, заслуживающего доверия.

При выполнении этого упражнения важно реально оценить, сколько именно времени, сил и внимания уделяется каждому из детей и почему. Возможно, родители сконцентрированы на проблемах в поведении усыновленного (удочеренного) ребенка, а на кровного, поскольку с ним нет проблем, не обращают внимания. Либо мать больше общается с удочеренной девочкой, потому что не может найти общего языка с родным сыном. Составив анализ своего поведения за неделю, родитель может совместно с психологом проанализировать его результаты, выявить, действительно ли есть поводы для волнения, найти их причины и подобрать способы исправления ситуации.
Как бороться с детской ревностью.

Самый эффективный метод вернуть ребенка в «семью» - восстановить его уверенность в том, что он все также нужен и любим. Сделать это можно самыми разнообразными способами в зависимости от того, почему он ревнует и как это демонстрирует.
1. Профилактика. Чтобы детская ревность была минимальной, попробуйте использовать метод подготовки к будущему ребенку. Для этого можно показывать ребенку фото, когда он был еще совсем малышом, рассказывать о нем, что он тоже был маленький, ничего не умел, но со временем научился. И обязательно дополнив то, что у него не было такого замечательного брата (сестры), который помог бы ему научиться всего быстрее и веселее.
2. Качество общения. Естественно, с появлением другого ребенка, уделять время старшему, так как это было ранее, сложно. Поэтому постарайтесь перевести количество в качество. Можно выделить временной промежуток, когда ничего не будет мешать вашему общению. Пусть это будет только ваше время. Общение в это время должно быть максимально открытым и доверительным.
3. Реальный взгляд на роль старшего ребенка. Главная задача родителей сделать старшего ребенка помощником, а не нянькой. При поручении ему незначительных мелочей важно преподносить их с ответственным видом, при этом поощряя ребенка за инициативность и помощь. Здесь очень важно, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и важность.
4. Умение слушать и разъяснять. Выделите время, чтобы внимательно выслушать ребенка, его чувства по отношению к сложившейся ситуации. Донесите до него то, что видите, что с ним происходит, и понимаете почему. Если ребенок не идет на контакт, можно использовать метод активного слушания. То есть проговорите все его чувства вслух. Даже если он все равно не заговорит – он вас услышит и осознает озвученные вами ощущения.
5. Выгоды «старшинства». Напомните ребенку, что у него есть не только обязанности перед младшим, но и преимущества. К примеру, играть на компьютере, смотреть мультфильмы, есть мороженое, играть самому во дворе. Только не переусердствуйте, чтобы не получить обратный результат.
6. Пресечение агрессии. Следите за поведением обоих детей, не позволяя им обижать друг друга. Младшему тоже важно объяснять, что обижать старшего нехорошо. Не наказывайте и не поощряйте одного ребенка в ущерб другому – находите компромиссы. Тогда дети не будут конкурировать между собой и научатся искренне радоваться успехам друг друга.
Детская ревность является иллюстрацией страха потерять свой мир, полный любви и внимания. Игнорировать ее нельзя – с ней нужно бороться. Но главное, ее нужно заметить и выбрать правильный путь решения проблемы, чтобы ваш ребенок вырос счастливым и уверенным в себе человеком.

 

Источник: https://adu.by

свернуть

7 правил формирования у ребенка положительной самооценки

7  правил формирования у ребенка положительной самооценки

У детей разного возраста может меняться самооценка. Это зависит от многих факторов - и от атмосферы в семье, и от окружения, и от характера ребенка. Как же развить у ребенка положительную, объективную и здоровую самооценку? Вам в помощь семь простых правил.

► 1.Любите ребенка

Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Только искреннее общение с ребенком даст возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

► 2. Развивайте чувство компетентности у ребенка

У вашего ребенка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешен во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться своими достижениями.

► 3. Больше поощряйте и меньше наказывайте

Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, но не менее важно, чтобы его хвалили и посторонние люди. Поэтому родители должны создать такие условия, в которых ребенок мог бы проявить все свои способности и умения, чтобы заслужить одобрение окружающих. Это в значительной степени повысит его самооценку.

► 4.Предоставляйте ребенку самостоятельность

Никогда не делайте за своего ребенка то, что он может сделать сам. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.

► 5. Не требуйте от ребенка невозможного

Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.

► 6. Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хороший человек

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них складывались хорошие отношения с другими людьми. Так оно и будет, если вы научите своего ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствие . Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем.

Ребенок постоянно должен получать практическое подтверждение того, что он способен быть ответственным, самостоятельным, компетентным и добрым человеком. Тогда у него будет высокая самооценка и адекватный уровень притязаний.

► 7. Меньше критикуйте ребенка

Из самых благих намерений родители стараются подмечать все промахи и неудачи ребенка и, что отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки».

Выполняя эти простые правила, вы сумеете сформировать у ребенка правильную самооценку.

свернуть

«Роль семьи в психологическом развитии ребенка»

Консультация «Роль семьи в психологическом развитии ребенка» deti-animatsionnaya-kartinka-0146

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Поэтому важно, чтобы быт в семье был здоровым.

Сущность воспитания детей состоит в правильной организации семейной жизни. Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах родителей с ребенком наедине, не в прямом их воздействии на ребенка, а в организации семьи, личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

Организация жизни в семье, быт семьи – понятие очень широкое. Наиболее важные, стороны быта: семейные взаимоотношения, вред религиозных суеверий и предрассудков, культура домашней обстановки, бюджет семьи.

Здоровый быт – это, прежде всего, правильные взаимоотношения между членами семьи. Семейные отношения оказывают очень большое влияние на поведение ребенка. Особенно на детей влияют взаимоотношения между родителями.

Основой семьи является отношение к женщине как к товарищу, другу, матери детей. Это отношение должно быть построено на искренней любви и глубоком уважении родителей друг к другу.

Естественным для семьи являются отношения бережной заботы, атмосфера крепкой дружбы, взаимной чуткости и внимательности, что имеет важное значение в воспитании детей. Дружная, здоровая семья закладывает в ребенке основу правильных отношений к людям, воспитывает лучшие качества человеческой личности. Но это не означает, что между супругами или взрослыми членами семьи никогда не бывает противоречий. Они случаются периодически в любой семье, но при этом всегда следует придерживаться одного правила: никогда не ссориться в присутствии детей.

Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи. А расторжение брака, как и семейная война больше всего отражается на детях. Но  реакция ребёнка на распад брака может быть самой различной. На эту реакцию могут оказать влияние возраст ребёнка, его характер, обстоятельства семейной жизни и отношения ребёнка с родителями. В некоторых случаях уход из семьи одного из родителей воспринимается ребёнком как трагедия. В других случаях он реагирует на это сравнительно спокойно.

     Следует подчеркнуть, что для детей опасен не развод, а ненормальные отношения, складывающиеся в семье. 

     Успешное воспитание ребёнка возможно лишь, в такой семье, где господствуют дружба, любовь и уважение между членами семьи, где ребёнку прививаются лучшие качества.

       Действительно, наше настроение, отношение к людям во многом зависит от той атмосферы, что царила в семье. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях.

Что еще немаловажно, родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, иначе, воспитание без этого невозможно. Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Личный пример родителей – это основа нравственного воспитания в семье. Интересы и привычки родителей, их поведение и взаимоотношения оказывают непосредственное воздействие на ребенка.

     Ребёнок в раннем возрасте стремится подражать окружающим людям, в частности, своим родителям. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Нередко причиной возникновения отрицательных черт в характере детей является недостойное поведение самих родителей.  Дети обращаются к родителям с различными вопросами, и когда в лице родителей они видят ближайших советчиков и друзей, то укрепляется авторитет родителей.

     Стоит помнить, что здоровье ребенка, его будущая успешность как личности  связаны с его психологическим здоровьем. Поэтому дети должны расти в условиях благоприятного климата в семье, где царят доброжелательные взаимоотношения между всеми членами семьи. А правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью.  

Здоровый быт в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие и воспитание детей. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

       В семье закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, формируется его психическое здоровье. Только здоровый семейный быт способен обеспечить ребенку психологический комфорт. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально – психологическим здоровьем детей.

     Таким образом, под бытом семьи мы понимаем взаимоотношения ее членов, от которого зависит выполнение важнейшей функции семьи – воспитание детей, обеспечение их психологического комфорта и эмоциональная поддержка друг друга.

 Поэтому от характера семейного быта, психологического климата внутрисемейных отношений, от верно выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни.

Жизненные ценности — это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может.

Удовлетворение восьми жизненных ценностей влияет на уровень счастья.

1.Духовное развитие. Это ваше моральное состояние и поступки, понимание жизненных ценностей.
2.Семья, близкие. Ваши отношения со второй половинкой, родственниками,друзьями.
3.Здоровье, спорт. Ваше самочувствие. Регулярность в общих обследованиях тоже можно отнести к данному разделу, т. к. многие болезни могут протекать бессимптомно до самой последней стадии.
4. Финансовое положение. Удовлетворенность материальным положением.
5. Карьера. Карьера и финансы разделены т. к. для многих больше важна самореализация в карьере, чем доход, для кого, то наоборот.
6.Отдых,эмоции.
7.Саморазвитие.
8. Окружение.
 Люди, с которыми вы часто общаетесь, по работе и в других общественных местах.

Влияние семьи на ребенка

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.

deti-animatsionnaya-kartinka-0203

свернуть

"Воспитание без крика"

 

 

 

 
свернуть

Как распознать и выдержать возрастные кризисы у детей

Как распознать и выдержать возрастные кризисы у детей

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ТРЕХЛЕТОК

В три года ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, стремится стать самостоятельным, но не знает границ своих возможностей. Поэтому он становится упрямым и непослушным, может ревновать родителей к братьям и сестрам, пытаться руководить родителями. Кризис обычно начинается в два с половиной года и продолжается до трех с половиной лет.

Удовлетворяйте базовые потребности ребенка.

Убедитесь, что ребенок выспался. Он должен быть сыт, физически здоров, чувствовать себя в безопасности.

Убедитесь, что ребенку хватает вашего внимания.

Признаками того, что ему не хватает внимания, будут попытки завоевать его тем или иным способом. Ребенок может ходить за вами по пятам, перебивать, капризничать, нарушать правила поведения, вести себя агрессивно, мстить. Нужно понимать, что иногда дети добиваются даже наказания ради внимания родителей. Это хоть какой-то интерес со стороны взрослых. Чтобы этого не происходило, разговаривайте с ребенком, задавайте вопросы, внимательно слушайте ответы.

Создайте дома безопасное пространство.

Уберите предметы, которые могут причинить вред здоровью ребенка. Это нужно, чтобы он реже слышал «нет» и «нельзя». Пусть у него будет чувство «Миру – да!». Если ребенок интересуется чем-то опасным, изучайте этот предмет вместе. Так вы сможете объяснить ему, что существуют ограничения, которые оберегают его.

Следите за тем, что и как вы говорите ребенку.

Понимаете ли вы его? Помните, что дети злятся не только тогда, когда им запрещают и отказывают. Это бывает не тогда, когда нарушают их границы, например забирают игрушки или отрывают от интересного занятия. Поэтому у ребенка, который еще не умеет разговаривать или которого не понимают взрослые, вспышки гнева бывают чаще, чем у старших детей.

Дайте ребенку возможность выразить свой гнев.

Скажите: «Ты можешь злиться и при этом любить», «Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты делаешь». Учите ребенка проявлять гнев приемлемыми способами, но не запрещайте чувствовать его.

Запрещайте ребенку бить и кусать вас.

Про демонстрируйте свои границы. Так вы примером научите его защищать себя в будущем. Твердо скажите: «Мне больно. Я запрещаю тебе бить меня». Дополните короткий словесный запрет физическим действием: остановите руку или ногу ребенка в момент, когда он собирается ударить вас.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ СЕМИЛЕТОК

Кризис семи лет связан с тем, что ребенок переходит из статуса дошкольника в статус школьника. В этом возрасте важно расширить ролевой репертуар ребенка, помочь ему проявлять свои истинные чувства, повысить самоуважение. Нужно разговаривать с ним о том, что его волнует.

Выслушивайте ребенка.

Не игнорируйте его вопросы. Слушайте ребенка, какими бы нелепыми вам не казались его высказывания. Так вы дадите ему понять, что уважаете, повысите его самооценку. Отвечайте полно на все вопросы. Это поможет развить мышление.

Поощряйте самостоятельность ребенка.

Если не можете объяснить причину запрета, лучше не запрещайте.

Помогайте в любых ситуациях. Хвалите даже за незначительные успехи.

Приглашайте ребенка обсуждать семейные вопросы.

Так он почувствует себя полноправным членом семьи. Не критикуйте его предложения.

В семье предъявляйте общие требования к ребенку.

Попросите членов семьи сформулировать одинаковые требования. Это нужно, чтобы четко разграничить разрешенные и запрещенные поступки.

Учите ребенка просить о чем-то в приемлемой форме.

Покажите ему возможные способы справиться с гневом. Можно побить подушку, попрыгать, порвать ненужную бумагу и др.

свернуть

Получение психологической помощи в Дзержинском районе

Уважаемые родители! Психологическую помощь Вам и Вашему ребенку могут оказать в следующих учреждениях:

 

1. В государственном учреждении образования "Дзержинский районный социально-педагогический центр" работает кабинет педагога-психолога. 

Анисимова Алина Александровна

Номер телефона 7-43-19

Время работы: понедельник-пятница с 8.30 до 17.00

Перерыв на обед с 13.00 до 13.30

2. Республиканский центр психологической помощи

3. "Телефон доверия" 8017-352-44-44 круглосуточно, 8017-304-43-70 круглосуточно

4. Для оказания помощи несовершеннолетнему в случае кризисной ситуации 

Валаханович Николай Николаевич 8029-5566007

 

свернуть

Детский буллинг