Организация питание

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется организации рационального питания детей. При составлении ежедневных рационов питания используется электронная программа «Здоровое питание». Разработана и внедрена в работу  система производственного контроля, основанная на принципах ХААСП (системы НАССР – анализа опасностей и критических контрольных точек).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2022 года № 29 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317

"Горячая линия" по вопросам организации питания:

801716- 9-06-86 - заведующий Манцевич Ирина Валентиновна

Нормативные правовые документы организации питания

Организация питания в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основании нормативных правовых актов, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, определяющие нормы питания и денежные нормы расходов на питание, порядок взимания платы за питание и иные требования: 

1. Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2019/2020 учебном году

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2016 г. N 529 "О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь"

3.Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.07.2017 №793 «О некоторых вопросах организации питания детей с фенилкетонурией»

4. "Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста"

5.Письмо о распределении обязанностей лиц, ответственных за организацию безопасного питания детей в дошкольных учреждениях, при написании меню-требования

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 "О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования". 

свернуть

Откуда появляется аппетит?????

Если бы аппетит точно соответствовал чувству голова, тогда детей с лишним весом, вероятно, не было бы в природе. Каждый ребенок ел бы ровно столько, сколько необходимо. Чем же в действительности вызывается аппетит?

Плохой аппетит всегда показывает, что в крови мало кислорода для усвоения пищи.

В самом общем виде схема выглядит так – кровь получает сигнал от пустого пищеварительного тракта, что он не получил питания, и приходит в мозг «голодной». Тогда пищевой центр в мозге начинает сигналить: «Пора есть!». Если мы прислушиваемся и выполняем просьбу, то насыщенная нужными веществами кровь, дает отчет, чем и успокаивает пищевой центр. Это и есть работа аппетита. Причем аппетит в отличие от голода избирателен – он точно знает, что хочет кисленького или солененького, яблоко или банан. И что самое интересное, как только еда попадает в рот, желудок по какому-то своим внутренним каналам узнает, из чего она состоит и каких соков ему надо выделить. А голод не дает фантазировать на тему блюд, потому что организм нуждается в любой еде. Когда ребенок съедает что-то потому, что оно вкусное, хорошо выглядит и приятно пахнет, это срабатывает его аппетит. Но когда человек хочет есть, потому что этого требует его желудок, то в таком случае срабатывает голод. В этом-то и заключается главное различие между голодом и аппетитом.

Оно важное, потому что переедание связано не с чувством голода, а как раз с аппетитом. Но аппетит нужен, если аппетита нет, ребенок перестает есть, хотя организм может продолжать испытывать потребность в пище. Так происходит при некоторых заболеваниях.

Чувство голода – это одно из первых чувств, которые испытывает только что родившийся ребенок. В это время у него нет никаких предпочтений в еде, собственно, и выбор тоже небольшой – мамино молоко или смесь. Аппетит появляется уже потом, и пока врачи с ученым до сих пор бьются над загадкой, что управляет аппетитом, Пока понятно, что это сложный процесс.

Зато известно, что аппетит исчезает сразу после насыщения. Однако эксперименты показали, что не только полный желудок дает мозгу сигнал остановиться. Гормоны, которые вырабатываются в кишечнике, тоже дают мозгу сигнал прекратить употребление пищи. Другие сигналы сообщают о наличии питательных веществ и их концентрации в крови, о количестве поглощенной еды и о степени наполнения желудка. Все они регистрируются в гипоталамусе.

Исследователи выяснили, что в гипоталамусе есть две области, ответственные за насыщение. Первая контролирует фактический прием пищи, вторая контролирует чувство насыщения. Эти две области вместе называются аппестатом.

И, возможно, одна из причин лишнего веса у детей в том, что аппестат слишком поздно сообщает мозгу о том, что пора заканчивать еду.

Во многих психологических исследованиях показано, что иногда дети начинают заедать большим количеством пиши неуверенность в себе или едят от скуки и нервных стрессов. Подростки начинают совершать набеги на холодильник посреди ночи, и это происходит не потому, что им хочется утолить чувство голода. Они в большей степени желают получить эмоциональное удовлетворение от процесса поглощения пищи, чтобы ликвидировать недостаток эмоций в других областях. Учите ребенка искать баланс между аппетитом и голодом, и тогда у него всегда будет вкус к жизни.

свернуть

"Здоровое питание-здоровый ребёнок"

Азбука здорового питания:

1. Еда нужна для жизни. Любая еда – это не просто удовольствие или ритуал. Любое съеденное блюдо поставляет в организм энергию и вещества для поддержания здоровья.

2. Питайтесь полноценно.Соотношение белков, жиров и углеводов за день должно примерно равняться 1:1:4. Запомнить правильные пропорции можно с помощью простого приема: представьте тарелку, разделенную на три одинаковых части. Две из них занимают углеводы, а третью поровну делят белки и жиры.

3. Разнообразьте рацион. Одни и те же продукты на столе – это скучно и чревато недобором важных питательных компонентов.

Получить необходимый набор витаминов, микроэлементов и минеральных веществ можно только из длинного списка продуктов, большинство из которых вполне доступны: овощи, фрукты, мясо, рыба, орехи, молочные продукты, бобовые, хлеб, макароны из твердых сортов пшеницы, ягоды и зелень.

4. Ешьте чаще. Как ни парадоксально, чтобы не набирать вес, надо есть чаще. Плотно позавтракайте, нормально пообедайте и скромно поужинайте, в промежутках между ними – перекусите фруктами, а перед сном — кисломолочный напиток. Таким образом вы не будете испытывать чувство голода и сможете контролировать качество и количество принимаемой пищи.

5. Углеводы жизненно важны. Это основной источник энергии, так как организм использует для своих нужд именно глюкозу.

Углеводы легко перевариваются и быстро поступают в кровь. При нехватке углеводов тело начинает черпать энергию из белков, которые содержатся в мышцах, тем самым лишая организм строительного материала для жизненно важных гормонов и антител.

6. Углеводы простые и медленные. В понимании обывателя углеводная пища — это что-то сладкое. Но продукты, содержащие слишком много сахара — способ обеспечения организма энергией, которой в итоге хватает очень ненадолго, и быстро возникает чувство голода. Потому лучше есть сложные или, как их еще называют, медленные углеводы, которые будут усваиваться постепенно: овощи, фрукты, продукты из цельного зерна, макаронные изделия из твердых сортов пшеницы и крупы.

7. Меньше сахара. Избыточный сахар в питании – еще одна причина лишнего веса. Читайте этикетки внимательно.

Добавленный сахар скрывается под другими названиями: сахароза, мальтоза, кукурузный сироп, патока, сахарный тростник, кукурузный сахар, сахар-сырец, мед, фруктовый концентрат.

Откажитесь от сахара-рафинада и сладких напитков. В одном стакане сладкой газировки до 8 чайных ложек и 130 ккал.

Контролируйте содержание сахара в «здоровых» продуктах. В мюсли, хлопьях, готовых завтраках и обезжиренных йогуртах с фруктами есть сахар. Его добавляют и в продукты для детей.

8. Ешьте больше цельнозерновых продуктов. В них есть сложные углеводы, которые перевариваются медленно и снижают тягу к сладостям.

Включите в рацион крупы из нешлифованного зерна, хлеб с отрубями, хлебцы из муки грубого помола. Все они содержат много клетчатки и поэтому помогают снизить чувство голода и защищают организм от сердечно-сосудистых заболеваний. В цельнозерновых продуктах меньше калорий, но есть витамины группы В, Е, кальций, калий, цинк , медь и другие полезные вещества.

9. Белки должны быть всегда. Из белков образуются клетки организма, в частности, мышечная ткань. Гормоны, антитела – это тоже белки. Если в пище не хватает белков, снижается иммунитет, нарушаются гормональный баланс и восстановление тканей организма.

10. Жиры нельзя полностью исключать. Из жиров состоят оболочки нервных волокон, они входят в структуру клеточной стенки, а также необходимы для деления клеток и синтеза важных гормонов. Недостаток жиров приводит к дефициту витаминов, которые в нем содержатся, нарушению работы нервной и гормональной систем.

Учтите, что среди потребляемых жиров животные должны составлять всего четверть, остальные должны быть растительными.

11. Жиры надо ограничивать. Избыток жиров не только откладывается организмом про запас и образует лишний вес, но и нарушает работу печени и поджелудочной железы.

Жир можно найти даже в тех продуктах, которые кажутся обезжиренными. Например, в «Докторской» колбасе жира может быть около 30 процентов. Есть жир в шоколаде и печенье, в последних в среднем содержится 20 процентов жира. Животные и растительные жиры одинаково калорийны.

12. Сократить жиры в питании довольно просто. Нежирные молочные продукты на вкус не хуже, чем цельные, а калорийность рациона при их помощи можно сократить почти вдвое.

Выбирайте нежирное мясо и птицу без кожицы. Запекайте мясо на решетке или специальной сковороде с желобками для стока жира.Откажитесь от жирной сметаны, майонеза и жирных сливок. Выбирайте продукты с низким процентом жира, замените жареные блюда на вареные или запеченные, используйте посуду с антипригарным покрытием, чтобы снизить количество масла при готовке.

Помните, что растительные масла тоже содержат жир, и ограничьтесь чайной ложкой масла на человека при заправке салата.

13. Не менее 600 г фруктов и овощей в день. Овощи, фрукты и ягоды  содержат витамины, которых нет в других продуктах питания. Помимо аскорбиновой кислоты — витамина С — в них есть каротиноиды, фолиевая кислота и флавоноиды, объединенные общим названием «витамин Р».

Овощи и фрукты лучше есть сырыми или щадяще обработанными термически – так в них сохраняется больше витаминов и полезных веществ.Регулярно потребляйте зеленые и оранжевые овощи — в них содержатся флавоноиды – природные антиоксиданты, защищающие организм от старения.

14. Потребляйте рыбу минимум раз в неделю. В жирной рыбе – скумбрии, сельди или семге — много незаменимых жирных кислот Омега-3, которые борются с заболеваниями сердца и сосудов. Для положительного эффекта лучше употреблять не менее трех рыбных блюд в неделю.

15. Включите в рацион молочные продукты. Суточную норму кальция можно получить из полулитра молока, а витамина В2 – из стакана. Кисломолочные продукты подходят и тем, кто не переносит обычное молоко. Они также полезны, как и молоко, хорошо перевариваются и помогают поддерживать в порядке микрофлору кишечника.

Ешьте молочные каши. Молоко и крупы по составу хорошо друг друга дополняют и легко перевариваются вместе, не создавая дополнительной нагрузки на пищеварительный тракт.

16. Учите детей правильному питанию. Причины лишнего веса взрослых обычно заключаются в том, как они питались в детстве. Дети не способны к самоограничению, поэтому сахар особенно надо ограничивать. Приучайте себя и детей к фруктам вместо выпечки и конфет, снижайте потребление сладких напитков.

17. Лишний вес: избыток питания или недостаток движения. Вес увеличивается, когда организм получает с пищей больше энергии, чем ему требуется. Если в организм поступает больше энергии, чем он может потратить – это приводит к увеличению веса.

18. Проверить свой вес просто. Понять, есть ли у Вас лишний вес, можно, рассчитав индекс масс тела (ИМТ) по специальной формуле. ИМТ = масса тела в килограммах/(рост в метрах х рост в метрах).

19. Количество калорий зависит от Вашего образа жизни. Количество энергии, необходимой для организма, зависит от того, насколько Вы активны. Если Вы целый день сидите в офисе, то тратите около 1600 ккал – это очень низкая активность. При ежедневных занятиях фитнесом в день тратится до 2500 ккал – это средняя нагрузка.

Тяжелый физический труд отнимает 4000 и более ккал в день. Поэтому калорийность рациона надо подбирать, предварительно определив, сколько энергии вы тратите.

20. Здоровое питание – это просто и недорого. Самые полезные крупы – самые дешевые. Зимой лучше покупать замороженные овощи вместо дорогих свежих, нежирные молочные продукты дешевле цельных, а растительные масла – сливочных. И готовить дома выгоднее, чем регулярно покупать полуфабрикаты. Изменение пищевых привычек благоприятно скажется на здоровье, внешнем виде и самочувствии.

свернуть

Памятки по питанию

 

Изображение

Изображение

 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ    

Правильное питание детей – основа их здоровья. Эту аксиому знают все, но не все стремятся воплотить в жизнь. Рацион питания детей зачастую состоит из чупа-чупсов, чипсов, сладкой газировки и прочих вреднейших продуктов (хотя мы не уверены, что эти химические смеси вообще можно называть продуктами).

5 самых вредных для детей продуктов питания

По мнению врачей-диетологов, одним из самых вредных на рынке продуктов питания является Кока-кола . Этот напиток содержит ортофосфорную кислоту в таких концентрациях, что за несколько часов способен удалить ржавчину с гвоздя! Не верите? Измерьте pH этого напитка, и он окажется равным 3, даже чуть меньше. Зачем вашему малышу столько кислоты? Ну а, кроме того, в 1л Кока-колы содержится 25 ложек сахара! Такая нагрузка может оказаться не под силу поджелудочной железе ребенка, отвечающей за понижение сахара в крови. Врачи-диетологи предупреждают, что здоровое питание детей должно подразумевать полное исключение Кока-колы из их меню, иначе имеется риск возникновения таких заболеваний как сахарный диабет и ожирение. Диетическая Кока-кола (без сахара) – ничем не лучше. В ней содержатся потенциально опасные для здоровья человека сахарозаменители цикламат и аспартам.

На втором месте по степени вредности – сладкая газировка , содержащая бензоат натрия (Е211). По данным последних биологических исследований, большие количества бензоата натрия повреждают митохондриальную ДНК, что может привести к циррозу печени, болезни Паркинсона,  и ряду нейродегенеративных болезней.

Почетное третье место занимают картофельные чипсы . Их делают вовсе не из картофеля, а из восстановленного концентрата порошковой сублимированной картошки.  В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для желудка малыша. А, кроме того,  они «убивают» чувство вкуса нормальной, здоровой пищи. Рассказывает Алена, мама 2-летней Оли: «мы с мужем очень любим чипсы, и как-то так получилось, что дочь тоже пристрастилась к ним. Каждый раз в магазине она закатывала такую истерику, что я была вынуждена покупать ей пакетик с чипсами. А потом заметила, что если не посолю пищу чрезмерно, дочь отказывается съедать обед. Она так пристрастилась к пересоленным чипсам, что перестала чувствовать вкус нормальной пищи. Мы испугались и стали принимать меры. В магазин девочку с собой не брали, чипсы не покупали, а, если уж ей очень хотелось похрустеть, предлагали сухарики из пшеничного хлеба. Но в детском саду, где прерогативой является правильное питание детей, она до сих пор ест с неохотой – там никто не досаливает ей еду». Вывод один – не хотите подобных проблем, откажитесь от чипсов сами и не знакомьте с ними детей!

На четвертом месте по степени вредности – сосиски и дешевая колбаса . В их составе практически нет мяса, зато много жиров (до 40% веса), соевого белка и нитрита натрия, вещества, придающего сосискам и колбасам приятный розоватый цвет. Нитрит натрия в организме превращается в нитрозамины – потенциальный канцероген. Американскими исследователями было выявлена связь между употреблением содержащих его продуктов и раком кишечника, поэтому, чем меньше сосисок вы даете ребенку, тем для его здоровья полезнее. Если же сосиски входят в рацион питания ваших детей, то журнал «Химия и жизнь» дает такой совет: давайте детям сосиски вместе с овощами.  Это предотвращает образование нитрозаминов из нитрита натрия.

На пятом месте – маргаринЕсли собственное здоровье и здоровье ребенка вам небезразлично, ограничьте его употребление. Маргарин – это смесь гидрогенизированных, то есть насыщенных атомами водорода, животных и растительных жиров. За счет такой химической модификации маргарин, даже из холодильника, легко намазывается на хлеб, а потому входит в состав практически всех «бутербродных смесей». Но, честно говоря, лучше есть обычное масло. Дело в том, что в процессе гидрирования около 40% молекул жирных кислот меняют свою геометрическую структуру и превращаются в так называемые транс-изомеры. Эти транс-изомеры повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу клеточных мембран, способствуют развитию сосудистых заболеваний. Помимо маргарина транс-изомеры содержатся в магазинной выпечке на основе маргарина. Нормы питания детей полностью исключают использование маргарина вместо масла в меню малышей.

5 самых полезных для малыша продуктов

Скажем сразу, что такой список составить достаточно трудно. Нормы питания детей разные, у одних несовершенство пищеварительной системы приводит к непереносимости каких-то продуктов питания, какими бы полезными теоретически они ни были, у других возникают аллергии на определенные виды пищи… И все же, мало кто решится отрицать, что правильное питание детей подразумевает включение в их рацион обычных яблок. Содержащиеся в них фруктовые кислоты помогают бороться с гнилостными бактериями, поэтому яблоки очень полезны для желудка. Пектины, также содержащиеся в яблоках в большом количестве, помогают процессу пищеварения. Также яблоки богаты микроэлементами, в частности, железом, и предотвращают развитие анемии. А, кроме того, если ваш малыш категорически отказывается чистить зубки, долька съеденного на ночь яблока может стать в некотором роде заменителем зубной щетки.

С почетным вторым местом в списке самых полезных продуктов питания для малышей диетологи никак не могут определиться. С одной стороны, хочется назвать вторым номером морковь – кладезь бета-каротина. С другой стороны, нормы  питания детей рекомендуют включение в рацион капусты брокколи, которая, к тому же, является диетическим гипоаллергенным продуктом. Пока ученые продолжают спорить о пальме первенства в этом соревновании, мы приведем рецепт вкусного и полезного супчика для малышей, содержащего оба ингредиента.

свернуть

Домашнее питание детей в выходные дни

Чтобы питание детей в выходные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребенку необходимо получать в течение дня в зависимости от возраста, уметь правильно распределять их по приемам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в детском учреждении.

Ориентиром для этого служит примерный суточный набор для ребенка, который обеспечивает, в основном, суточную норму животного белка.

В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кролики, молодая баранина, для старших детей нежирная свинина в рубленом виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натурального мяса. В их составе больше жира, меньше белка и витаминов, менее благоприятное соотношение минеральных солей. В то же время можно рекомендовать новые виды колбасных изделий с повышенной биологической ценностью: сосиски детские, диетические, школьные колбаски «Малютка» и «Крепыш», колбасы с добавкой обезжиренного молока и боенской крови. Следует использовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя (содержание белка в горохе — 23 %, фасоли — 23 %, сое — 34 %). В них много витаминов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ. В те дни, когда нет достаточного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобовых — суп-пюре гороховый, гарнир из зеленого горошка и т. д. Повысить содержание животного белка можно также за счет неострых сортов сыра и плавленых сырков.

Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков в желтке может вызвать аллергические реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую. Она содержит ценный набор незаменимых аминокислот, витаминов и микроэлементов, хорошо переваривается и усваивается.

Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню детского учреждения на протяжении недели и дома готовить другие блюда, принимая за основу меню-раскладки. Если необходимо заменить сезонное блюдо, используют картотеку, заменяя белковые блюда на белковые, овощные на овощные и т. п.

Детям раннего возраста подбирают блюда, которые полностью обеспечивают физиологические потребности данного возраста. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трех лет больше бывают на воздухе, занимаются активными играми, спортом, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов .

В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении, например, налистники с мясом, кабачки, фаршированные мясом и рисом, голубцы, котлеты и колбаски «белип» из рыбы, блюда из пасты «Океан» и кальмаров, блюда из печени, блюда из кролика  и т. д. Из овощных блюд по картотеке выбирают блюда, которые в течение недели в меню детского учреждения не включались. Кроме того, детям старше трех лет в летний сезон полезно давать зеленые лопаточки гороха и спаржевой фасоли.

Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Приготовленный в домашних условиях творог можно давать в натуральном виде — с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, медом.

Белки из натурального творога усваиваются лучше. Однако если нет гарантии, что творог приготовлен из пастеризованного молока, его используют только в изделиях после термической обработки (вареники, сырники и т. д.). Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.

На завтрак детям дают винегрет с сосиской, яйцом, мясом или селедкой. Можно приготовить омлет с тушеным шпинатом (на листик омлета положить ложку тушеного шпината и завернуть трубочкой). Дополняют завтрак молоком или кисломолочными продуктами.

Очень ценны натуральные витаминные напитки: дрожжевой, морковно-молочный, из шиповника, морс из черной смородины.

В выходные или праздничные дни детям можно дать выпечку. Однако надо подбирать такие изделия, в которые входит меньше жира, а больше фруктов, орехов. Дают также сладкие фруктовые напитки, желе фруктовое, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.

В детском питании необходимо систематически использовать разнообразные сезонные овощи и фрукты.

свернуть

Организация рационального питания в дошкольном учреждении

Организация рационального питания в дошкольном учреждении

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение с пребы­ванием в нем 10,5 часов, получает полноценное, сба­лансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.

Основными принципами рационального питания являются:

  • соответствие энергетической ценности рациона энер­гозатратам организма;
  • удовлетворение физиологических потребностей орга­низма в основных полезных веществах в определенных ко­личествах и соотношениях;
  • соблюдение оптимального режима питания, способ­ствующего наилучшему усвоению пищи.

В дошкольном учреждении для обеспечения рациональ­ного питания создаются необходимые условия: правила кули­нарной обработки, технология изготовления пищи, разнооб­разие питания за счет широкого ассортимента продуктов.

Правильный режим питания в дошкольном учреждении предполагает:

обеспечение приемов пищи через каждые 3,5—4 часа строго в определенное время; питание детей осуществляется на основе примерного де­сятидневного меню, утвержденного руководителем дошкольного учреждения. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х лет до 6(7) лет. С меню родители могут познакомить­ся на специальном стенде в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.Составлением меню занимаются технолог отдела образованиия, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возраст­ной группы, объем порций, данные о химическом составе про­дуктов и др.

При составлении дневного рациона  первую очередь нужно позаботиться о наличии в нем главного строительно­го материала — белка. Источники белка животного проис­хождения — мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продук­ты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.

Большую часть жиров в суточном рационе ребенка долж­ны представлять жиры животного происхождения. Они со­держатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее ко­личество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15—20 % от общего количества жира в суточном меню ребенка. Рафинирован­ные источники углеводов — сахар, варенье, мед, кондитер­ские изделия — не очень полезны для ребенка. Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах нужно удов­летворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, са­мое главное, овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудоч­ного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослаб­ленным, болезненным, с пониженным аппетитом. Необходи­мо также включать в меню свежую зелень петрушки, укропа, сельдерея, а также лук и чеснок. Некоторые продукты ребе­нок может употреблять ежедневно — это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, в меньшей степени — мясо.

В меню на каждый день не должны повторяться блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое гото­вится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир следует приготовить овощи, а не кашу или макароны. Детям с пло­хим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата из сы­рых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют вы­работку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.

Важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задержива­ется в желудке, и для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня. В состав ужина включают молочно-растительные блюда.

Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санэпидслужбы в отноше­нии запрещенных продуктов и блюд, использование которых может быть причиной возникновения в коллективе желудоч­но-кишечных заболеваний, инфекций или пищевых отравле­ний. Кроме того, особое внимание обращается на состояние здоровья персонала, работающего на кухне в детском саду.

О сервировке стола и подаче блюд

Процесс приема пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно когда малыша заставляют есть насильно или кормят с развлечениями, уговорами, у него возникает отрицательный рефлекс на любую еду.За каждым ребенком в саду закреплено постоянное мес­то за столом, а воспитатели должны заботиться о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми прибо­рами. Каждой возрастной группе детей соответствует своя мебель. Требования к посуде: устойчивость, удобство и со­ответствие объемам порций.

На столе используются салфетки под каждый прибор, набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.

Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.

Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде.  Любой прием пищи начинается с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.

Первое и второе блюдо каждому ребенку раздается персонально. Смену блюд производится после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.

Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОМА В ПЕРИОД ЕГО ПОДГОТОВКИ К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА.

 Родителям, которые готовят ребёнка к поступлению  в дошкольное  учреждение, нужно приучать детей кушать разнообразные приготовленные блюда в один прием. Например: ребенок в обед в дошкольном учреждении получает следующий набор продуктов: салат овощной - 50 грамм, на первое - супы, борщи по  200 грамм, на второе - блюда из мяса или рыбы с гарниром и на третье  - компот или кисель.  Часто замечаем, что новый ребенок съедает, как правило, только первое или только второе блюдо и больше ничего кушать не хочет.

В идеале еда ребенка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Попытайтесь помочь ребенку «распробовать» вкус разных блюд. Проявите фантазию и боритесь с возникающей иногда у детей консервативностью в еде. Не забывайте учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.

«Чистота – залог здоровья!», «Мойте руки перед едой!» - знакомые призывы. Как всем нам известно, лучшим средством от микробов является регулярное мытье рук. Научите вашего малыша мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой.

Еда должна приносить радость! Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Все негативные эмоции должны быть забыты, а за столом должны царить мир и покой. Время обеда лучше посвятить еде и своей любимой семье.

Знакомьте ребенка с правилами этикета за столом. Упущенный навык в определенном возрасте позже создает трудности, прежде всего для ребенка. Ребенок смотрит, как ведут себя взрослые за столом. Родители, помните об этом!

свернуть