Специальное образование

 

ВНИМАНИЕ! ОБЪЯВЛЕНИЕ!

Уважаемые законные представители воспитанников! Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее.  По вопросам оказания коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста можно обратиться в ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района", где создана комплексная система коррекционной, психологической, социально-педагогической помощи детям, имеющим особенности развития. Более подробную информацию о работе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района можно получить по телефону 9-30-25.

 

 

ЧТО ТАКОЕ ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ?

Пункт коррекционно-педагогической помощи  как структурное подразделение может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее, если не указано иное, - учреждение образования (организация), создавшее пункт).

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

 Задачами пункта являются:

  1. изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  2. формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;
  3. формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

  Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи  осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, на основании следующих документов:

 - заявления законного представителя обучающегося;

- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР).

  Занятия в пункте проводятся с 01 сентября  текущего учебного года. Продолжительность занятий в пункте для обучающихся определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

 

График работы учителя-дефектолога 2023/2024 учебный год

График работы

учителя-дефектолога

на 2023/2024 учебный год

Понедельник   8.00-12.30

                       15.15-17.15

Вторник          8.00-12.25

                       15.15-17.15

Среда              7.50-12.35

                       15.15-17.15

Четверг           7.50-12.10

Пятница          7.50-11.55

Консультативное время

2-ой понедельник месяца

13.15-13.45 (для педагогических работников)

17.10-17.40 ( для законных представителей воспитанников)

По запросу -тел.+375333511607

График проведения консультаций  учителя – дефектолога 

Государственного учреждения образования «Черкасский детский  сад»

2023/2024 учебный год

 

 

 

Тема запланированной консультации

 

 

Дата

проведения

консультации

Для кого предназначена консультация

1

«Анализ  результатов обследования детей. Инклюзивное образование в Республике Беларусь »

18.09.2023

13.15- 13.45

Воспитатели

2

«Инклюзивное образование в Республике Беларусь»

09.10.2023

17.10 – 17.40

Законные представители

3

«Культура поведения, культура речи, речевой этикет.»

13.11.2023

13.15- 13.45

Воспитатели

4

«Черты толерантной личности». Акция "Из теплых рук"

11.12.2023

17.10- 17.40

Законные представители

5

«Использование кинезиологических игр в развитии способностей детей дошкольного возраста»

26.12.2023

13.15- 13.45

Воспитатели

6

«Речевая азбука для родителей». "Формирование правильного речевого дыхания"

15.01.2024

17.10- 17.40

Законные представители

7

«Использование средств логопедической ритмики на занятиях»

 

12.02.2024

13.15- 13.45

 

Воспитатели

8

«Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

11.03.2024

17.10- 17.40

Законные представители

9

« Дети с синдромом Дауна»

 

21.03.2024

17.10- 17.40

Воспитатели

Законные представители

10

«Особенности детей с  аутизмом»

02.04.2024

17.10- 17.40

Воспитатели

Законные представители

11

«Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

08.04.2024

13.15- 13.45

 

Воспитатели

 

12

"Речевая подготовка детей к школе в семье"

13.05.2024

17.10-17.40

Законные представители

 

 

 

Уважаемые родители детей раннего возраста!

Если у Вас возникли вопросы по поводу речевого или психофизического развития ребенка, Вы можете обратиться за консультацией в государственное учреждение образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района" по адресу: г.Дзержинск, ул.Островского 49Е.

Консультация проводится индивидуально и бесплатно!

Запись по тел. (801716)-93025, 26900

Ежедневно с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00

свернуть

Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь

В данном разделе собраны инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь по основным направлениям работы: дошкольное образование, специальное образование и т.д.

Чтобы познакомиться с материалами этого раздела, перейдите по ссылке

свернуть

Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания

При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

  1. Кодекс Республики  Беларусь об образовании
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60 «Об утверждении образовательного стандарта специального образования»
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 июля 2011 г. № 136 Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них
  4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 июля 2011 г. № 90 Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении
  5. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 8 жніўня 2022 г. №235 аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 жніўня 2019 г. №139 "Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі"

  6. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 №139 "Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі"

  7. ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 15 жніўня 2022 г. № 286 Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»
  9. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
  10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.07.2022 г. № 79 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических  требований» 
свернуть

Что такое инклюзия?

Что такое инклюзия?

 

Одной из активно обсуждаемых в последнее время тем в системе образования является инклюзия. Понятие «инклюзия» принято на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями и отражено в Саламанской Декларации лиц с особыми потребностями.

    Т. В. Варенова в своей статье "Инклюзия как приоритетное направление в международной образовательной политике" (Народная асвета, №6, 2013. – с. 87–91.) пишет:

    "Понятие «инклюзия» от английского inclusion – включение, пока нигде не имеет четкого определения, существуют самые различные его формулировки. Инклюзия выступает как принцип и как концепция; модель образования и форма интеграции; процесс признания и увеличение степени участия; принадлежность к сообществу, возможность участия; социокультурная технология и др.

международных документах инклюзия чаще всего трактуется как органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития; а инклюзивное образование — политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.

    Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

      При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

истема образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Таким образом, инклюзия – это включение всех в единый и совместный образовательный процесс. 

 В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?

     Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

     Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

    Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/spets-obr/ )

     Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь" 

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

     Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

    Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития.

В 2015 году Министерство образования Республики Беларусь приняло Концепцию развития инклюзивного образования лиц и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и утвердило план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах данной Концепции.

свернуть

Артикуляционная гимнастика – это важно!

  Своевременное овладение правильной, чистой речью, имеет важное значение, для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

А поскольку сами собой эти недостатки не исправятся, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Артикуляционная гимнастика – это важно!
   Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки (с, з, ц, ш, ж, ч, л, р), его язык и губы должны быть сильными, гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

   Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

     Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед – их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно и красиво.

   Рекомендации к проведению упражнений: Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль, в спокойной обстановке, при достаточном освещении. После того, как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Темп упражнений можно постепенно увеличить и выполнять их под счет от 1 до 5, далее можно увеличить длительность – от 1 до 10.

При этом следите, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно. Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо каждый день от 3-х до 510 минут, можно в течение дня повторять еѐ несколько раз.

   Артикуляционная гимнастика обычно выполняется сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий.

В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры, занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов, сказок.
    

свернуть

Роль родителей в формировании речи

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» - «Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми. Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

свернуть

Развитие речи детей с синдромом Дауна

"Если ребёнок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он может учиться?" Игнасио Эстрада.

Развитие речи как гарант социализации у людей с нарушениями в интеллектуальном развитии только на первый взгляд кажется чем-то недостижимым. Секрет успеха – в индивидуальном подходе, а также в доброте, терпении и поддержке.

Дети, имеющие синдром Дауна, проходят те же этапы становления и развития, что и обычные. Лишняя хромосома может способствовать появлению трудностей в развитии, но это не говорит об отсутствии обучаемости. Использование специальных методик, учитывающих индивидуальные особенности развития и восприятия таких малышей, позволяет им успешно социализироваться в будущем: получить образование, профессию, создать семью.

Наша справка
Синдром Дауна – врождённая генетическая аномалия, связанная с появлением дополнительной хромосомы, которая влияет на моторику, физические характеристики и приводит к умственной отсталости. Дети с синдромом Дауна отличаются большой добротой, ласковостью, терпеливостью, не умеют ненавидеть и лгать, растут весёлыми и счастливыми. За это их часто называют «солнечными детьми».

Мотивация «солнечного ребёнка» дома и на коррекционно-развивающих занятиях:
1. Не ограждайте малыша от общения с окружающими.
2. Организуйте пространство для занятий.
3. Инструкции должны быть короткими, чёткими и соответствовать уровню понимания речи у ребёнка. Давать их необходимо пошагово.
4. Говорить нужно как можно медленнее. При возникших трудностях в понимании подкреплять слова жестами или иллюстративным материалом (различные сенсорно-зрительные опоры). Иногда задание лучше показать.
5. Выдерживайте небольшую паузу, давая ребёнку время для ответа. Постарайтесь не торопить. Подсказка, предложенная, когда он не успел додумать, только сбивает.
6. Чередуйте виды деятельности, используйте сюрпризные моменты.
7. Демонстрируйте ребёнку его прогресс: «Смотри, как у тебя хорошо получилось, а теперь вспомни, как у тебя получалось это раньше…». Стимулируйте успехи.
8. Не отвлекайтесь на посторонние дела и помните при общении о чувствах ребёнка. Он так же нуждается в доброте, ласке и внимании, как и другие дети.

Приёмы развития речи
1. Рисование с комментированием. Нарисуйте серию очень простых (схематичных) картинок, описывающих знакомые ребёнку действия. Например, можно сделать книжку «Поход в магазин» или «Идём гулять». Спросите малыша, чем он занимается на каждой из нарисованных картинок. Задавайте наводящие вопросы, увеличивая количество деталей в его рассказе.
2. Выполнение инструкций, состоящих из двух шагов или двух значимых слов. Большой и маленький мишки, большая и маленькая чашки, набор счётного материала. Включайте такие инструкции в повседневную жизнь ребёнка. Например, посадите перед ним мишек, дайте им чашки соответствующего размера и положите рядом в корзину: 2 яблока, 2 груши, 2 апельсина. Попросите ребёнка дать большому мишке яблоко и апельсин, а маленькому грушу, и т. п. Произносите инструкцию полностью. Если малыш затрудняется в выполнении, повторяйте её, не разбивая на отдельные шаги.
3. Повторение инструкции перед её выполнением. Создание таких ситуаций способствует развитию внутренней речи.
4. Разыгрывание сценок, сказок. Попробуйте разыграть сказку, стимулируя запоминание и повторение цепочек действующих персонажей: «Колобок», «Репка», «Теремок». Стремитесь, чтобы ребёнок старался сам показывать спектакль (с небольшой помощью взрослого). В качестве зрителей могут выступать близкие и значимые люди, другие дети.
5. Создание самостоятельных сюжетных игр. Стимулируйте играть в игры, имеющие сюжет, который включает последовательность действий. Например, посадить куклу на стул, снять с неё кофту, напоить чаем и уложить спать. Взрослые могут принимать активное участие. Такие игры помогают ребёнку осознать последовательность действий, которые он совершает в повседневной жизни, и развивают регулирующую функцию речи.
Протяните руку помощи «солнечным детям», чтобы их ограниченные возможности стали безграничными.

(материалы журнала "Здаровы лад жыцця")

свернуть

Районная акция "Инклюзия - дело каждого"

Педагогические работники группы интегрированного обучения создали для своих воспитанников иллюстрированную книгу "Сказка про белого слоника".

Совместное чтение о необычном герое, даст малышам понять, что вне зависимости от внешности, цвета кожи, физических недостатков, каждому человеку хочется иметь друзей, смеяться, чувствовать поддержку. Любой ребенок заслуживает счастливое детство.

 

 

Сказка про белого слоника

Жил-был слон со слонихой. И родился у них слоненок. Да не очень-то простой. Была у слоненка кожа белая, словно белоснежный песок на пляже у моря.

Все диву давались, откуда такой необычный зверек появился, ведь белых слонов до этого никто в джунглях не видал. стали все звери над слоненком потешаться, смеяться над ним и язвить.

Грустно стало белому слоненку, что его все обижают из-за его необычной внешности. Решил он пойти, куда глаза глядят.

Шел бедный маленький слоненок день, шел два. И тут пустился страшный ливень, все скрыла сплошная водная пелена. Спрятался белый слоненок под раскидистой пальмой и начал ждать, пока пройдет дождь. И вот ливень прекратился, и слоненок пошел дальше.

И вдруг увидел он глубокую яму. А в яме той сидел лев. Белый слоненок заглянул в яму и решил спасти льва. Он начал бросать в яму камешки и веточки, чтобы лев смог на них стать и выбраться из ловушки.

Наконец лев выбрался из ямы. Он поблагодарил белого слоненка за помощь и вместе с ним вернулся домой. Там лев рассказал о доброте белого слоненка и приказал всем зверям уважать малыша и ценить его доброту.

Зверям стало совестно, что они обижали белого слоненка за его внешность. С тех пор они больше не смели его трогать и относились к нему почтительно. Ведь судить нужно по делам, а не по внешнему обличью.

.

 

свернуть

Цикл фильмов "Каждый имеет право быть разным"

Телевизионный цикл размещен на сайте Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь по адресу http://special.unicef.by/

1. «Солнечные дети» 

О детях с синдромом Дауна. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

2. «Маленький дневник большой жизни»

О воспитании ребенка с аутизмом.

3. «Жизнь с препятствиями»

О детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

4. «От простого к сложному»

Необучаемых детей нет-девиз фильма. Об обучении детей в с тяжелыми и (или) множественными нарушениями в ЦКРОиР.

5. «Жизнь как танец»

О детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые реализуют себя, занимаясь танцами на колясках, фехтованием.

6. «Дай мне победить»

О параолимпийском спорте и спортсменах-параолимпийцах.

7. «Ищу друга»

Об оздоровлении  как  о способе  включения ребенка в общество сверстников, о важности общения детей с ОПФР со сверстниками.

8. «Мелодия мира»

О детях с кохлеарным имплантом.

9. «Семья для каждого ребенка»

О счастье и чуде, которое можно получить благодаря любви, теплу, заботе друг о друге и уверенности, что вместе можно преодолеть все преграды.

10. «Социальная передышка»

О содержании и преимуществе   форм поддержки и помощи семьям. Например, услуга по социальной передышке, которая предоставляется родителям детей с ОПФР и инвалидностью в общественной благотворительной организации «Белорусский детский хоспис» .  Благодаря этой услуге родители получают возможность отдохнуть, уделить внимание другим детям, заняться своим собственным здоровьем, в то время как о ребёнке заботятся специалисты и волонтёры, с ним занимаются, оказывают необходимую помощь, просто играют и развлекают.

11. «Молчаливое согласие»

О детях с нарушениями слуха. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

12.  "Мой невидимый мир»

О незрячей девочке, которая прекрасно поет. 

13. «Диалог в темноте»

О детях с нарушениями зрения. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения. 

14. «Интеллектуальные нарушения»

О детях, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания по программе вспомогательной школы.

15. «Сложное начало большого пути»

О необходимости и возможности оказания ранней коррекционной помощи.

16. «Мама-главное слово в каждой судьбе»

О главном человеке, который берет на себя все трудности и радости воспитания ребенка с особенностями.

17. «Терпение и труд»

О трудоустройстве лиц с ОПФР.

18. «Чудо любви»

Об истории приемной семьи.

19. «Жить как все»

О жизни детей в домах-интернатах.

20. «В каждом ребенке солнце»

Об оказании медико-социальной и семейно-ориентированной помощи,   о деятельности Гродненской областной организации Белорусского Общества Красного Креста.

21. «Безграничные люди»

О людях с особенностями в развитии, их проблемах, трудностях, достижениях.

свернуть