ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К МУЗЫКЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ С ДЕТСТВА.
ВОСПРИНИМАЯ МУЗЫКУ, РЕБЕНОК ГЛУБЖЕ ЧУВСТВУЕТ И ОСОЗНАЕТ ОКРУЖАЮЩЕЕ. ОНА БУДИТ ЕГО МЫСЛЬ И ЧУВСТВА, РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ, ФОРМИРУЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС. НО МУЗЫКА – ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ВОСПРИНИМАЕТСЯ ОСМЫСЛЕННО. КАК ВОСПИТЫВАТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ У РЕБЕНКА В СЕМЬЕ? КАК ПРОБУДИТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ, УМЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО СЛЫШАТЬ, НО И СЛУШАТЬ МУЗЫКУ?
СЕМЬЯ ДОЛЖНА ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОЛЮБИТЬ И ПОНЯТЬ ХОРОШУЮ МУЗЫКУ. УЖЕ С МЛАДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ РЕБЕНКА НУЖНО ПРИОБЩАТЬ К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ. НАДО НАРЯДУ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТВОДИТЬ ВРЕМЯ ЗНАКОМСТВУ С МУЗЫКОЙ И ПЕСНЕЙ.
К СОЖАЛЕНИЮ МНОГИЕ ИЗ РОДИТЕЛЕЙ СЧИТАЮТ, ЧТО ЗАБОТА О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПРАВОМЕРНО ПО ОТНОШЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К МУЗЫКЕ, А ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ИСПЫТЫВАЕТ ИНТЕРЕСА К НЕЙ, ТО И ПРИОБЩАТЬ ЕГО К МУЗЫКЕ СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. КАЖДОМУ РОДИТЕЛЮ НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ДЕТЕЙ НЕВОСПРИИМЧИВЫХ К МУЗЫКЕ НЕТ. КАЖДЫЙ ЗДОРОВЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК ВСЕГДА ЭМОЦИОНАЛЬНО РЕАГИРУЕТ НА НЕЕ. К ТОМУ ЖЕ ГЛАВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ САМО ПО СЕБЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ, А ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКОЙ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЕНКА.
МУЛЬТФИЛЬМЫ, СКАЗКИ, ФИЛЬМЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ У ДЕТЕЙ ОСОБЫМ СПРОСОМ.
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ – ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ СПУТНИКИ В ЖИЗНИ МАЛЫША, ЕГО МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ. РЕБЕНОК ТЯНЕТСЯ КО ВСЕМУ ТОМУ, ЧТО ИЗДАЕТ ЗВУК – К ПОГРЕМУШКЕ, СВИСТУЛЬКЕ, ДЕТСКОМУ ПИАНИНО И Т. Д.
НО ПРИВИВАЯ ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К МУЗЫКЕ РОДИТЕЛЯМ НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТСКОГО СЛУХА И ГОЛОСА, ЧТОБЫ ОБЕРЕГАТЬ ИХ. РЕЗКИЕ, ГРОМКИЕ ЗВУКИ ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА СЛУХ, СНИЖАЯ ЕГО ОСТРОТУ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. ОТСЮДА СТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНЫМ НАСКОЛЬКО ВРЕДНА ДЛЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА ШУМА, СТУКА, КРИКА. ДЕТСКИЙ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ ОЧЕНЬ ХРУПКИЙ.
МУЗЫКА, ПОМИМО СВОЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ, СПОСОБНА ОКАЗАТЬ БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА. НО НЕЛЬЗЯ ТЕРЗАТЬ ДЕТСКИЙ СЛУХ РАЗЛИЧНЫМИ НЕСВОЙСТВЕННЫМИ ДЕТСКОМУ ВОЗРАСТУ РЕЗКИМИ ЗВУКОВЫМИ ЭФФЕКТАМИ. ОРГАНУ СЛУХА НУЖНА ТРЕНИРОВКА. ТАКОЙ ТРЕНИРОВКЕ И ВОСПИТАНИЮ МОГУТ НЕМАЛО СПОСОБСТВОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ.
В ВОЗРАСТЕ ОТ ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ ДЕТЯМ ПОЛЕЗНЫ ПОЮЩИЙ ВОЛЧОК ИЛИ ОРГАНЧИК, МЕХАНИЧЕСКИ ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ НЕСЛОЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ. ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ В РУКАХ ТАКИХ МАЛЫШЕЙ, ЕЩЕ НЕ ОБЛАДАЮЩИХ НИ РАЗВИТЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ, НИ НЕОБХОДИМЫМИ НАВЫКАМИ, ОБЫЧНО ПРЕВРАЩАЮТСЯ ЛИШЬ В ИСТОЧНИК ШУМА. А ШУМ УТОМИТЕЛЕН И ВРЕДЕН НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, НО И В НЕ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ (ЕСЛИ НЕ В БОЛЬШЕЙ!) И ДЛЯ ДЕТЕЙ.
РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 4-5 ЛЕТ СПОСОБЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗВЛЕКАТЬ ПЕВУЧИЕ СОЗВУЧИЯ И ПРОСТЕЙШИЕ МЕЛОДИИ ИЗ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – ТРУБ, ДЕТСКИХ ПИАНИНО И ДРУГИЕ. НО МАЛО КУПИТЬ ЕМУ ТАКУЮ ИГРУШКУ. НАДО ТЕРПЕЛИВО И НЕ РАЗ И НЕ ДВА ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, КАК ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ И ПРОСЛЕДИТЬ, УСВОИЛ ЛИ ОН ВАШИ УРОКИ.
УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ИЗ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ МУЗЫКИ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА УЛАВЛИВАЕТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ РИТМ. И ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО. ВЕДЬ ЧУВСТВО РИТМА ИМЕЕТ СВОИ БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ. РИТМИЧНО БОЛЬШИНСТВО ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА: БИЕНИЕ СЕРДЦА, ДЫХАНИЕ, ХОДЬБА.
СТАВ СТАРШЕ, ДЕТИ НАЧИНАЮТ РЕАГИРОВАТЬ НА МЕЛОДИЮ, А ПОЗДНЕЕ И НА ТЕМБРОВОЕ ЗВУЧАНИЕ РАЗНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
МУЗЫКА СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ НА РАБОТУ МЫШЦ И ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ. ВОТ ПОЧЕМУ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ПРИЯТНЕЕ И ЛЕГЧЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ.
СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ МОДНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. УЖЕ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ МАЛЫША ПОЛЕЗНО ПРОВОДИТЬ С НИМ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ИГРЫ-ПЛЯСКИ. ВЗРОСЛЫЙ, НАПЕВАЯ ПРОСТУЮ НЕГРОМКУЮ МЕЛОДИЮ ПЛЯСОВОЙ, РИТМИЧНО СВОДИТ И РАЗВОДИТ В СТОРОНЫ РУКИ МАЛЫША, ПЛАВНО ДВИГАЕТ ЕГО НОЖКАМИ. ЭТО ДОСТАВЛЯЕТ РЕБЕНКУ БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.
ПОСТЕПЕННО С ВОЗРАСТОМ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНКА В ИГРАХ-ПЛЯСКАХ УСЛОЖНЯЮТСЯ, СТАНОВЯТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ, ЕСТЕСТВЕННО ПЕРЕРАСТАЮТ В ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ. А ТАНЕЦ ТАКЖЕ СПОСОБСТВУЕТ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ, УЛУЧШАЕТ ОСАНКУ.
МУЗЫКА И ИГРЫ-ПЛЯСКИ ВЫЗЫВАЮТ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЕ ПЕТЬ. СНАЧАЛА ОН НАЧИНАЕТ ПОДПЕВАТЬ «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» ИЛИ «ТРА-ТА-ТА», ПОТОМ ЗАПОМИНАЕТ И ВОСПРОИЗВОДИТ НЕСЛОЖНЫЕ КУПЛЕТЫ И НАКОНЕЦ, В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ – ПРОСТЫЕ ПЕСЕНКИ.
БУДЕТ ОЧЕНЬ ХОРОШО, ЕСЛИ ВЫ ПРИВЬЕТЕ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ. А ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМ ПРИМЕР ВЗРОСЛОГО – ПОЙТЕ ВМЕСТЕ С НИМ. ЭТО БУДУТ ОЧЕНЬ ПРИЯТНЫЕ МИНУТЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ ДОВЕРИЕ, ПОНИМАНИЕ И ДРУЖБУ МЕЖДУ ВАМИ.
ЧУДЕСНОЕ СВОЙСТВО РИТМА – ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЕ НЕРВОВ, ТРЕНИРОВКА ГОРТАНИ И ЛЕГКИХ – СТАВИТ ПЕНИЕ РЯДОМ С ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. И ТО И ДРУГОЕ НУЖНО РЕБЕНКУ ЕЖЕДНЕВНО И НЕ В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ПИЩА.
ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К МУЗЫКЕ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, КАК ПРАВИЛО, СПОСОБСТВУЮТ ОБЩЕМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА И ТЕМ САМЫМ ПОВЫШАЮТ ЕГО УСПЕВАЕМОСТЬ ПО ДРУГИМ ПРЕДМЕТАМ.