Советы музыкального руководителя

Мы танцуем и поём - вместе весело живём!

 

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…

   Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер. Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

 Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

* Наглядно-слуховой метод — основной.

Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

 * Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.

 * Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.

* Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

 1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

 2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

 3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

 4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

 5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

 6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

 7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

 8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

 9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

 10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

свернуть

Консультация для родителей "10 причин отдать ребёнка в музыкальную школу"

1. Играть – следовать традиции. Музыке учили всех аристократов. Русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Элингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

 

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале или на катке. Но в отличии от героев спорта, играя на рояле нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

 

3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности.

Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве – ни убавить, ни прибавить!

 

Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

 

4. Музыка и язык – близнецы и братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка, потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут. Легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык. Рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было слово, но еще раньше был звук.

 

5. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера. Тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание. Прагматичные родители будущих IT – инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

 

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

 

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды»

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

 

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче чем вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

 

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. п.п. 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье. А Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

 

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

свернуть

Консультация для родителей : «Музыкальные игры в семье»

Уважаемые мамы и папы!

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на
музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается
проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении
пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на
музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное,
поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения
занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку
игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни.
В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии,
проявляют в полной мере свои способности.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так
и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку,
развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет
представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает
кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая
деятельность для общего физического развития двигательных умений:
правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр.
Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры
вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по
дороге в детский сад.
                                       Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие.
Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети
повторяют его своими куклами.
                                        Громко – тихо.
Игровой материал:Два кубика: большой и маленький.
Ход игры:
1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в
записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко,
маленький – тихо.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать.
Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в
ладоши, на пиано – выполняют
«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится
сначала только по показу взрослого.
                                     Нарисуй песню.

Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления
в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или
фломастеры.
Ход игры:Предложить детям передать содержание любимой песни при
помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
                          Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый
прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью
звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере
приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по
мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при
повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
                                     Угадай мелодию.
Игровой материал: записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети
по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За
правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает
тот, у кого больше фишек.
                             Танцы сказочных персонажей.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его
бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и
т.д.).
Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо
вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с
детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен
почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы,
как и он, получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом
деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство
впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют
нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста
погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим
неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и
разочарованиям.

свернуть

Кансультацыя для бацькоў

ПАВАЖАНЫЯ БАЦЬКІ!

З моманту свайго з'яўлення на гэтым свеце Маленькі Чалавек непазбежна апыняецца ў свеце Культуры. У яе вялізным поле дзейнасцi значную ролю адыгрывае культура эстэтычная, мастацкая, музычная. Немагчыма пераацаніць ролю музычнай культуры ў развіцці асобы, яе моцнае ўздзеянне на эмацыянальную і інтэлектуальную сферу, на фарміраванне эстэтычных і маральных якасцей дзіцяці. Закладзенае ў дзяцінстве застаецца з чалавекам на ўсѐ яго жыццѐ, а значнасць і ўнікальнасць дзяцінства ў жыцці асобнага чалавека агульнапрызнана. Роля адукацыі ў гэтым працэсе відавочна: менавіта яна павінна ствараць сучасныя тэхналогіі выхавання, якія забяспечаць у далейшым дастаткова вялікую для захавання і развіцця нацыянальнай культуры колькасць яе актыўных носьбітаў, і ў той жа час паклапаціцца аб выхаванні талерантнасці, цярпімасці да носьбітаў іншых культур, жаданні і магчымасці разумець праявы іншых культур, і існаваць, такім чынам, у глабальна дыялагічным свеце культуры. 

Ні адно з мастацтваў не валодае такой дзейснай выхаваўчай сілай, як музыка, якая з'яўляецца сродкам духоўнай самасвядомасці чалавека.

Дашкольны ўзрост – першапачатковая прыступка, на якой адбываецца знаёмства дзіцяці з элементарнымі асновамі музычнага мастацтва, пачынае фармавацца яго асабістае стаўленне да музычных вобразаў, закладваюцца перадумовы музычнага густу. Асноўная задача, якая стаіць перад намі, – далучыць дзіцяці да дзіўнага і выдатнага света музыкі, навучыць разумець гэты свет і атрымліваць асалоду ад яго, развіваць музычна-творчыя здольнасці дзяцей, дапамагчы праз мастацкае ўспрыманне музычных вобразаў ўсвядоміць сувязь музычнага мастацтва з навакольным светам, сфарміраваць маральна-эстэтычнае стаўленне да яго, імкненне актыўна, творча суперажываць.

Мэту заняткаў музыкай мы бачым у выхаванні ў дзяцей любові да прыгожага, развіцці музычных здольнасцяў, абуджэнні іх творчых сіл, фарміраванні пазнавальных здольнасцяў, фізічных магчымасцяў.

У дзіцячым садку дзіця атрымлівае і паступова назапашвае той эмацыйны вопыт, які дазваляе яму арыентавацца ва ўспрыманні музычных твораў, атрымлівае першыя маральна-эстэтычныя ўяўленні пра навакольны свет, пра адносінах паміж людзьмі. Дзякуючы гэтаму вопыту ў дзіцяці фарміруюцца здольнасці да эмацыйнага суперажывання, першыя маральна-эстэтычныя паняцці, каштоўнасныя арыентацыі. Знаёмячыся з музычным мастацтвам, дзеці атрымліваюць веды пра асаблівасці музыкі, яе выразна-выяўленчыя сродкі. Вельмі важна стварыць такія ўмовы, якія б спрыялі самарэалізацыі дзяцей, творчага самавыяўлення і служылі базай для ўстанаўлення станоўчых узаемаадносін кожнага дзіцяці з аднагодкамі і з дарослымі ў дашкольнай установе і ў сям'і.

 

МЫ ПРАПАНУЕМ ВАМ:

1. Спасцігайце музыку разам з дзіцём, здзіўляйцеся, засмучайцеся, радуйцеся разам з ім, калі музыка гучыць. 

2. Хай музыка будзе жаданым і ганаровым госцем у вашым доме. 

3. Хай у дзіцяці будзе шмат музычных цацак: барабанчыкаў, дудачак, металафонаў. З іми можна арганізаваць сямейныя аркестры, заахвочваць “гульню ў музыку”. 

4. Прывучайце дзяцей да ўважлівага слухання музыкі, проста так уключаны тэлевізар – вораг музычнага выхавання. Музыка ўздзейнічае толькі ў тым выпадку, калі яе слухаюць. 

5. Аднясіцеся да музычнага баку развіцця свайго дзіцяці з усёй сур'ёзнасцю, і вы выявіце, што дамагліся вельмі шмат чаго ва ўсім, што звязана з яго правільным выхаваннем. 

6. Не варта засмучацца, калі ў вашага дзівцяці няма настрою што-небудзь праспяваць, ці яму не хочацца танцаваць. Або калі ўзнікаюць падобныя жадання, то спеў на ваш погляд, здаецца далёка ад дасканаласці, а рухі – недарэчныя і нязграбныя. 

Не хвалюйцеся! 

Колькасныя назапашвання абавязкова пяройдуць у якасныя. 

Для гэтага спатрэбіцца час і цярпенне. 

7. Ня прымацоўвайце вашаму дзіцяці ярлык “немузычны”, калі вы нічога не зрабілі для таго, каб гэтую музычнасць у яго развіць.

свернуть

Интерактивный плакат "Беларускае народнае свята" Калядкі "

07.03.2022

Традиционный фольклор - жемчужина белорусской культуры

Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.

Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки —    воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в детском саду, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина.

Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины.

«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр?

Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми, добрыми, патриотами своей родины?

Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Важно, чтобы педагоги и родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в своей работе разнообразный белорусский фольклор.

 

Основные формы и методы, используемые в работе педагогами дошкольных учреждений

по приобщению детей к народным традициям

 

Основными формами и методами приобщения детей к национальной культуре являются:

-специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай  ганчара” и др.);

-создание музейных экспозиций;

-выставки, организованные в детском саду;

-встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;

-праздники и развлечения;

-рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий;

-дидактические и сюжетно – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”);

-чтение произведений и инсценировки;

-прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.

Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в дошкольном учреждении.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.

В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо включать такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы», «Корма—мой родной городской посёлок».

Воспитателям необходимо так организовать работу с детьми по расширению и пополнению представлений о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.

С этой целью необходимо использовать разнообразные виды организации игровой деятельности.

1) Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў».

2) Подвижные игры, отражающие национальные

обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень».

3) Игры-драматизации  по  мотивам  белорусских  песенок и сказок: «Зіма  з  летам  сустракаецца,  пра  здаровейка  пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася».

4) Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие по Белоруссии  (Курган  Славы,   Хатынь,   Брестская  крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по  рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі  роднага краю», «Буйныя  гарады Беларусі», «Запаветныя мясціны Беларусі».

5) Дидактические игры: «Отбери  картинки,  где изображены животные, встречающиеся  в  наших  лесах», «С  какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров» др. Закреплению знаний детей о республике способствуют дидактические игры типа: «Хто дзе жыве» (Хто жыве ў Віцебску, Гомелі іг.д.), «Рэкі і азёры Беларусі», и «Расскажи мальчику из другой республики о своей стране», «Узнай и назови знаменитые места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Что бы ты рассказал о Минске, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте Беларуси» и др. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки  детей,  значки,  предметы   белорусского          декоративно-прикладного искусства.

6) Игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».

 

Литература:

1.Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры./ Мазыр: Белы вецер», 2003г.

2.«Мой родны кут…»: зборнiк метадычных матэрыялау па патрыятычным выхаваннi дзяцей дашкольнага узросту. У 2 ч./ уклад. В.М. Цяленчанка.—Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2006.

3. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к белорусской национальной культуре: Сборник методических материалов / сост. Василенко Т.А.,– Гомель: УО «ГОИРО», 2010.

4.Маленькие граждане большой страны. / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь «Содействие» 2008г.

5.Праменьчыкі выхавання патрыятызму./ Складальнік Паўлаў С.Б. Мазыр 2009г.

6.Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. / Складальнік Грышкевіч І.К. - Мазыр 2009г.

 

свернуть

Музыкальные пальчиковые игры

Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Почему с музыкой лучше?

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

 

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

  • Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
  • Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.

В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.

свернуть

«Колыбельная песня для ребенка»

«Колыбельная песня для ребенка»

 

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями. «Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Сколько нежности в пении, обращённом к ребёнку.

Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание.

С колыбельной песней ребёнок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребёнку основные ценностные ориентиры как можно раньше, задолго до того, как он будет ос этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребёнка в этом мире.

Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые.

В этих песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, так как для полноценного психического развития ребёнку важно утвердиться в том, что его место, его «Я», занимаемое в этом мире – самое хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – самый родной. Кроме того, колыбельная песня знакомит ребёнка с окружающим миром. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребёнка, как бы противопоставляя теплоту дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, переступать которую ребёнок не должен. Она (граница) обозначается понятием «край»:

Баю, баюшки-баю, не ложится на краю.

Придёт серенький волчок и ухватит за бочок,

И потащит во лесок, и положит под кусток.

Колыбельные слушали не только младенцы, но и дети постарше, имевшие опыт познания реальных краёв, познавших обоснованность родительских запретов, связанных с реальной опасностью.

Когда ребёнок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. Это уже граница, которую когда-нибудь придётся пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребёнком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретёт семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная заранее даёт ребёнку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, дающая ребёнку чувство уверенности в том, что ему помогут, его не бросят, если ему станет плохо. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете, вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребёнка, входящего в наш сложный, обманчивый и противоречивый мир.

А как важна привычка постоянного общения с матерью. Прекрасно, когда она сохраняется в семье и тогда, когда ребёнок взрослеет. В минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры на сон грядущий. А всё, о чём говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения в такие минуты будут важны для ребёнка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймёт, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

Пойте детям перед сном – пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас, главное – с любовью. Хорошо, если ваши дети тоже выучат колыбельные песни и будут петь их своим куклам. Наверняка они их запомнят, и это им пригодится, когда они сами будут мамами и папами.

 

Не шурши ты, мышь, прошу!

Не шурши ты, мышь, прошу,

Сон приходит к малышу.

Не грибы несёт тропинкой,

А зевки несёт в корзинке…

Позеваем сладко -

И уснём в кроватке!

И. Демьянов

 

Сонный слон

Динь-дон! Динь-дон!

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон! Динь-дон!

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно,

Или это снится сон?

Динь-дон! Динь-дон!

свернуть

Консультация для родителей "Как сохранить детский певческий голос"

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае,  при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него «устаёт» голос, а «уставший» голос звучит «тяжело» не выразительно. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.

Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

Дети уже в возрасте 4-5 лет знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих методический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки.  Распевки «разогревают» певческий аппарат, с их использованием легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

Несколько советов взрослым,

как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

-пойте не громко;

-пойте не очень быстро и не слишком медленно;

-пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные;

 -пойте спокойно, ласково, тихо;

 весёлые песни - оживлённо;

-пойте чаще;

 -разучивайте песни «с голоса»;

Помните! Чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.

Охрана голоса и температурный режим голосового аппарата:

  • не кричите;
  • одевайтесь соответственно погодным условиям;
  • не ходите в холодное время года по улице с открытым горлом;
  • не выходите на мороз сразу после пения (когда связки разогреты, холод может быть опасен);
  • когда вы простужены, ваша слизистая оболочка воспалена, петь нельзя;
  • перед выступлением нужно обязательно распеться – разогреть голосовой аппарат и привести его в рабочее состояние;
  • не подвергайте голосовой аппарат резкой смене температуры – не пейте в жару холодные напитки;
  • после горячего чая не выходите на мороз. Желаю вам хорошего голоса и хорошего настроения!

Игры на формирование певчески-правильного дыхания:

«Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха. 

«Аквалангисты!»

Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

«Нарисуй мелодию!»

Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста». Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно.

Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно.

«Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки.

Но говорить их просто так скучно и неинтересно.

 Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы: 

  1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).
  2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
  3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.

Не забываем так же о навыке отрывания рта:

  1. «Машинка заезжает в гараж»
  2. Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
  3. Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-kusstvo/library/2019/04/23/kak-sohranit-detskiy-pevcheskiy-golos

свернуть

Памятка "Любовь ребёнка к музыке воспитывается с детства".

ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К МУЗЫКЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ С ДЕТСТВА.

 

ВОСПРИНИМАЯ МУЗЫКУ, РЕБЕНОК ГЛУБЖЕ ЧУВСТВУЕТ И ОСОЗНАЕТ ОКРУЖАЮЩЕЕ. ОНА БУДИТ ЕГО МЫСЛЬ И ЧУВСТВА, РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ, ФОРМИРУЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС. НО МУЗЫКА – ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ВОСПРИНИМАЕТСЯ ОСМЫСЛЕННО. КАК ВОСПИТЫВАТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ У РЕБЕНКА В СЕМЬЕ? КАК ПРОБУДИТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ, УМЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО СЛЫШАТЬ, НО И СЛУШАТЬ МУЗЫКУ?

                                                                                анимации бесплатно

 

 

СЕМЬЯ ДОЛЖНА ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОЛЮБИТЬ И ПОНЯТЬ ХОРОШУЮ МУЗЫКУ. УЖЕ С МЛАДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ РЕБЕНКА НУЖНО ПРИОБЩАТЬ К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ. НАДО НАРЯДУ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТВОДИТЬ ВРЕМЯ ЗНАКОМСТВУ С МУЗЫКОЙ И ПЕСНЕЙ.

 

К СОЖАЛЕНИЮ МНОГИЕ ИЗ РОДИТЕЛЕЙ СЧИТАЮТ, ЧТО ЗАБОТА О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПРАВОМЕРНО ПО ОТНОШЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К МУЗЫКЕ, А ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ИСПЫТЫВАЕТ ИНТЕРЕСА К НЕЙ, ТО И ПРИОБЩАТЬ ЕГО К МУЗЫКЕ СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. КАЖДОМУ РОДИТЕЛЮ НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ДЕТЕЙ НЕВОСПРИИМЧИВЫХ К МУЗЫКЕ НЕТ. КАЖДЫЙ ЗДОРОВЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК ВСЕГДА ЭМОЦИОНАЛЬНО РЕАГИРУЕТ НА НЕЕ. К ТОМУ ЖЕ ГЛАВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ САМО ПО СЕБЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ, А ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКОЙ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЕНКА.

 

МУЛЬТФИЛЬМЫ, СКАЗКИ, ФИЛЬМЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ У ДЕТЕЙ ОСОБЫМ СПРОСОМ.

 

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ – ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ СПУТНИКИ В ЖИЗНИ МАЛЫША, ЕГО МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ. РЕБЕНОК ТЯНЕТСЯ КО ВСЕМУ ТОМУ, ЧТО ИЗДАЕТ ЗВУК – К ПОГРЕМУШКЕ, СВИСТУЛЬКЕ, ДЕТСКОМУ ПИАНИНО И Т. Д.

 

НО ПРИВИВАЯ ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К МУЗЫКЕ РОДИТЕЛЯМ НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТСКОГО СЛУХА И ГОЛОСА, ЧТОБЫ ОБЕРЕГАТЬ ИХ. РЕЗКИЕ, ГРОМКИЕ ЗВУКИ ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА СЛУХ, СНИЖАЯ ЕГО ОСТРОТУ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. ОТСЮДА СТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНЫМ НАСКОЛЬКО ВРЕДНА ДЛЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА ШУМА, СТУКА, КРИКА. ДЕТСКИЙ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ ОЧЕНЬ ХРУПКИЙ.

 

МУЗЫКА, ПОМИМО СВОЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ, СПОСОБНА ОКАЗАТЬ БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА. НО НЕЛЬЗЯ ТЕРЗАТЬ ДЕТСКИЙ СЛУХ РАЗЛИЧНЫМИ НЕСВОЙСТВЕННЫМИ ДЕТСКОМУ ВОЗРАСТУ РЕЗКИМИ ЗВУКОВЫМИ ЭФФЕКТАМИ. ОРГАНУ СЛУХА НУЖНА ТРЕНИРОВКА. ТАКОЙ ТРЕНИРОВКЕ И ВОСПИТАНИЮ МОГУТ НЕМАЛО СПОСОБСТВОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ.

 

В ВОЗРАСТЕ ОТ ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ ДЕТЯМ ПОЛЕЗНЫ ПОЮЩИЙ ВОЛЧОК ИЛИ ОРГАНЧИК, МЕХАНИЧЕСКИ ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ НЕСЛОЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ. ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ В РУКАХ ТАКИХ МАЛЫШЕЙ, ЕЩЕ НЕ ОБЛАДАЮЩИХ НИ РАЗВИТЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ, НИ НЕОБХОДИМЫМИ НАВЫКАМИ, ОБЫЧНО ПРЕВРАЩАЮТСЯ ЛИШЬ В ИСТОЧНИК ШУМА. А ШУМ УТОМИТЕЛЕН И ВРЕДЕН НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, НО И В НЕ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ (ЕСЛИ НЕ В БОЛЬШЕЙ!) И ДЛЯ ДЕТЕЙ.

 

РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 4-5 ЛЕТ СПОСОБЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗВЛЕКАТЬ ПЕВУЧИЕ СОЗВУЧИЯ И ПРОСТЕЙШИЕ МЕЛОДИИ ИЗ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – ТРУБ, ДЕТСКИХ ПИАНИНО И ДРУГИЕ. НО МАЛО КУПИТЬ ЕМУ ТАКУЮ ИГРУШКУ. НАДО ТЕРПЕЛИВО И НЕ РАЗ И НЕ ДВА ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, КАК ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ И ПРОСЛЕДИТЬ, УСВОИЛ ЛИ ОН ВАШИ УРОКИ.

 

УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ИЗ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ МУЗЫКИ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА УЛАВЛИВАЕТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ РИТМ. И ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО. ВЕДЬ ЧУВСТВО РИТМА ИМЕЕТ СВОИ БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ. РИТМИЧНО БОЛЬШИНСТВО ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА: БИЕНИЕ СЕРДЦА, ДЫХАНИЕ, ХОДЬБА.

 

СТАВ СТАРШЕ, ДЕТИ НАЧИНАЮТ РЕАГИРОВАТЬ НА МЕЛОДИЮ, А ПОЗДНЕЕ И НА ТЕМБРОВОЕ ЗВУЧАНИЕ РАЗНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

 

МУЗЫКА СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ НА РАБОТУ МЫШЦ И ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ. ВОТ ПОЧЕМУ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ПРИЯТНЕЕ И ЛЕГЧЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ.

 

СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ МОДНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. УЖЕ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ МАЛЫША ПОЛЕЗНО ПРОВОДИТЬ С НИМ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ИГРЫ-ПЛЯСКИ. ВЗРОСЛЫЙ, НАПЕВАЯ ПРОСТУЮ НЕГРОМКУЮ МЕЛОДИЮ ПЛЯСОВОЙ, РИТМИЧНО СВОДИТ И РАЗВОДИТ В СТОРОНЫ РУКИ МАЛЫША, ПЛАВНО ДВИГАЕТ ЕГО НОЖКАМИ. ЭТО ДОСТАВЛЯЕТ РЕБЕНКУ БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.

 

ПОСТЕПЕННО С ВОЗРАСТОМ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНКА В ИГРАХ-ПЛЯСКАХ УСЛОЖНЯЮТСЯ, СТАНОВЯТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ, ЕСТЕСТВЕННО ПЕРЕРАСТАЮТ В ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ. А ТАНЕЦ ТАКЖЕ СПОСОБСТВУЕТ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ, УЛУЧШАЕТ ОСАНКУ.

МУЗЫКА И ИГРЫ-ПЛЯСКИ ВЫЗЫВАЮТ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЕ ПЕТЬ. СНАЧАЛА ОН НАЧИНАЕТ ПОДПЕВАТЬ «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» ИЛИ «ТРА-ТА-ТА», ПОТОМ ЗАПОМИНАЕТ И ВОСПРОИЗВОДИТ НЕСЛОЖНЫЕ КУПЛЕТЫ И НАКОНЕЦ, В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ – ПРОСТЫЕ ПЕСЕНКИ.

 

БУДЕТ ОЧЕНЬ ХОРОШО, ЕСЛИ ВЫ ПРИВЬЕТЕ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ. А ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМ ПРИМЕР ВЗРОСЛОГО – ПОЙТЕ ВМЕСТЕ С НИМ. ЭТО БУДУТ ОЧЕНЬ ПРИЯТНЫЕ МИНУТЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ ДОВЕРИЕ, ПОНИМАНИЕ И ДРУЖБУ МЕЖДУ ВАМИ.

 

ЧУДЕСНОЕ СВОЙСТВО РИТМА – ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЕ НЕРВОВ, ТРЕНИРОВКА ГОРТАНИ И ЛЕГКИХ – СТАВИТ ПЕНИЕ РЯДОМ С ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. И ТО И ДРУГОЕ НУЖНО РЕБЕНКУ ЕЖЕДНЕВНО И НЕ В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ПИЩА.

ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К МУЗЫКЕ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, КАК ПРАВИЛО, СПОСОБСТВУЮТ ОБЩЕМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА И ТЕМ САМЫМ ПОВЫШАЮТ ЕГО УСПЕВАЕМОСТЬ ПО ДРУГИМ ПРЕДМЕТАМ.

свернуть

Музыкотерапия

 

Музыкотерапия

 

свернуть

Влияние музыки на детей

Влияние музыки на детей

рояль

Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человека, которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.

Влияние музыки на развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха. Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети просто способы ощущать чувства композитора. И это прекрасно. Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость. 

Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов. Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности. 

Влияние музыки на здоровье детей

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность. 

vliyanie-muzyki-na-detey-2

Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни. 

Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. А если, например,  грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Влияние музыки на психику ребенка

Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии. 

Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание. Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи. 

Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни. 

Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями. 

                   

свернуть

"РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ"

Ритмическая деятельность является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Рекомендации по развитию чувства ритма

  • Слушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
  • Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
  • Поощряйте движения под музыку

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

  • Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

Источник информацииwww.doshkolniki.com

свернуть

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВИД ДЕТЕЙ НА УТРЕННИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Праздничные мероприятия занимают особое место в жизни ребенка, в целом, в системе эстетического воспитания детского сада.

Традиционные праздники в детском саду доставляют детям и родителям огромную радость и дают возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Немаловажную роль играет внешний вид детей на утренниках. Очень хорошо выглядят дети, когда праздничный наряд удобен и соответствует тематике праздника или развлечения. Будь то Праздник осени, Новый год, Праздник 8-е Марта или Выпускной.

Мальчикам рекомендуется с малых лет одеваться на утренник традиционно. Здесь возможны варианты: например, костюм в деловом стиле, брюки и рубашка, жилет, пиджак, галстук, бабочка, туфли. Этот наряд никогда не выйдет из моды и будет воспитывать малыша в джентльменском духе. В случае участия в театрализованной постановке приветствуются и соответствующие костюмы – гномика, зайчика, медвежонка и другие.

Для девочек можно приобрести красивое нарядное платье, по возможности недлинное (не в пол), а удобное, чтобы девочка не запуталась в нем во время движений.

Главный критерий эстетики детского праздничного наряда – уместность, удобность, качество и эстетическая составляющая (банты или веночек в тон платью, решение образа костюма в едином стиле). Эти же требования относятся и к деталям или атрибутам для инсценировок (шапочки зверей, цветов, грибов и т.д.).

Не стоит портить настроение выступающего ребенка мелкими неприятностями в виде сваливающейся шапочки или вылезающей рубашки из-под брюк (купите ребенку ремень или подтяжки). В случае использования маски, глаза ребенка должны быть открыты обязательно.

Поэтому просим родителей внимательно отнестись к выбору наряда для своего ребенка. Детские впечатления будут еще радостнее, если ничто не омрачит праздничный день в детском саду.

Не жалейте для своего ребенка внимания, чтобы он выглядел нарядно, красиво, празднично, ведь детский сад запоминается детям надолго именно своими утренниками и выступлениями.

свернуть

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?

Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.

В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.

Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».

Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!

Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.

Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.

В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.

Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».

Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со стихами Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.

свернуть

«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

 

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М.Горького о литературе, то можно сказать: «Детям следует играть музыку так же, как и взрослым, только лучше».

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.

В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.

В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

Источник информацииhttps://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/11/muzykalno-igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-povysheniya 

свернуть

Консультация для родителей "Как сохранить детский певческий голос"

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае,  при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него «устаёт» голос, а «уставший» голос звучит «тяжело» не выразительно. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.

Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

Дети уже в возрасте 4-5 лет знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих методический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки.  Распевки «разогревают» певческий аппарат, с их использованием легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

Несколько советов взрослым,

как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

-пойте не громко;

-пойте не очень быстро и не слишком медленно;

-пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные;

 -пойте спокойно, ласково, тихо;

 весёлые песни - оживлённо;

-пойте чаще;

 -разучивайте песни «с голоса»;

Помните! Чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.

Охрана голоса и температурный режим голосового аппарата:

  • не кричите;
  • одевайтесь соответственно погодным условиям;
  • не ходите в холодное время года по улице с открытым горлом;
  • не выходите на мороз сразу после пения (когда связки разогреты, холод может быть опасен);
  • когда вы простужены, ваша слизистая оболочка воспалена, петь нельзя;
  • перед выступлением нужно обязательно распеться – разогреть голосовой аппарат и привести его в рабочее состояние;
  • не подвергайте голосовой аппарат резкой смене температуры – не пейте в жару холодные напитки;
  • после горячего чая не выходите на мороз. Желаю вам хорошего голоса и хорошего настроения!

Игры на формирование певчески-правильного дыхания:

«Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха. 

«Аквалангисты!»

Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

«Нарисуй мелодию!»

Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста». Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно.

Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно.

«Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки.

Но говорить их просто так скучно и неинтересно.

 Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы: 

  1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).
  2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
  3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.

Не забываем так же о навыке отрывания рта:

  1. «Машинка заезжает в гараж»
  2. Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
  3. Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-kusstvo/library/2019/04/23/kak-sohranit-detskiy-pevcheskiy-golos

свернуть

«ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР- ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ»

Пальчиковый театр это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а, играя, познает окружающий мир.  С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости.

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучиться, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. 

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы, сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

 Источник информации: www.mallishok.ru 

свернуть