Советы учителя-дефектолога

Консультация для родителей на тему: "Черты толерантной личности"

Консультация для родителей на тему:

"Черты толерантной личности"

        Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Определение слова «толерантность»:

• в испанском языке — способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

• во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

• в английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным;

 • в китайском языке – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

• в арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

 • в русском языке – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Черты толерантной личности:

• терпение;

• умение владеть собой;

• доверие;

• чуткость;

• способность к сопереживанию;

• снисходительность;

• расположение к другим;

• чувство юмора;

• терпимость к различиям;

• доброжелательность;

• гуманизм;

• любознательность;

• умение слушать;

• несклонность осуждать других;

• альтруизм.

    Задача взрослых — не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой:

понимание + сотрудничество + дух партнерства

В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него 6 граней:

ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ

       В любой ситуации используйте все эти грани "кубика толерантности". Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно: не обижать его, выслушивать его мнение и считаться с ним, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Как воспитать толерантного ребенка

(советы родителям)

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других.

2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей.

 5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

 

 

свернуть

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

             

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации

 по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

       Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

      Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

       Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

      При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

       Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

       Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

      Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

    Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.              

 Артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения, но только часть. Учитель-дефектолог, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома.

Родители закрепляют то, что было сделано учителем-дефектологом. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней  могут потеряться, и тогда работу приходится начинать сначала.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает улучшить кровоснабжение и подвижность органов артикуляции;  укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков.

imgonline-com-ua-CompressBySize-aNst6ArcO0

IMG_20220314_140018

IMG_20220314_140004

IMG_20220314_135951

свернуть

Логопедический массаж — что это и зачем он нужен

Работая над исправлением нарушения речи, учитель-дефектолог использует разные способы и подходы. Одним из них является логопедический массаж.

Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.

В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

  • Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
  • Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
  • Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
  • Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
  • Уменьшения слюнотечения.
  • Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.

Логопедический массаж может быть:

Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.

Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.

Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.

Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.

Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам (массаж лица руками, языка губами, зубами).

По своему назначению логопедический массаж разделяется на:

  • активизирующий работы артикуляционных мышц;
  • расслабляющий.

 

Когда ребенку нужен логопедический массаж?

Чаще всего логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы по постановке звуков заметно повышается. Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания. Кроме того, массаж может быть назначен при:

  • ринолалии;
  • заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
  • задержке речевого развития и психического;
  • моторной алалии;
  • медленной автоматизации звуков при дизартрии.

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист, который проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

  • Инфекционные и вирусные заболевания.
  • Гнойничковые болезни кожи.
  • Повышенная температура тела у ребенка.
  • Строгое противопоказание — эписиндром, эпилепсия в анамнезе!
  • Перенесенная недавно ангина. Перед началом курса массажа необходимо подождать после выздоровления не менее 7-10 дней.

Как проводится логопедический массаж

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:

  • назначение должно происходить только после проведенного обследования;
  • проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов;
  • как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий;
  • в зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол;
  • манипуляции не должны быть болезненным;
  • длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.

Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которого состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнением заданий дома.

 

свернуть

Игры по дороге домой

Игры по дороге домой

ВЫСОКО – НИЗКО

1 вариант: Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся высоко (низко). Например: солнышко – высоко, а земля низко.

2 вариант: Можно предложить назвать высокие и низкие предметы.

Например: дерево высокое, а куст низкий.

 

КАКОГО ЦВЕТА?

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы  (красного, зеленого,  жёлтого, оранжевого,  синего,  голубого, фиолетового) цвета.

Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т. д.

2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.

 

УЗКОЕ – ШИРОКОЕ.

Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие).

Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки.

 

КАКОЙ ФОРМЫ?

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы.

Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т. д.)

2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.

Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т. д.

 

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ.

1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.

Например: огурец – съедобный, ботинок – несъедобный.

2 вариант: Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)

Например: ботинок, огурец, солнце.

3 вариант: Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.

 

НАЗОВИ,  ОДНИМ СЛОВОМ

Взрослые называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом.

Например: помидор, тыква, кабачок (овощи).

 

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Взрослый произносит три слова, а ребенок называет лишнее и объясняет почему.

Например:

стул, стол, шапка (шапка не мебель);

треугольник, круг, квадрат (круг не имеет углов);

 

ПОСЛУШАЙ ЗВУКИ.

Игра на развитие фонематического слуха.

Взрослый предлагает ребенку послушать, а потом назвать какие звуки он услышал на улице (сигнал машины, хруст снега, шуршание листьев, разговор людей, крики и т. д.). 

свернуть

Памятка для родителей «10 способов достучаться до ребенка- аутиста»

Памятка для родителей «10 способов достучаться до ребенка- аутиста»

       

 Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой  малыш полностью адаптируется к   социуму (если у ребенка сохранен интеллект).  Большинство детей,  которые   прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом  должны    заниматься коррекционные педагоги, а  роди-тели  должны приложить максимум усилий дома.  Главное — не  замыкаться вокруг  своего ребенка,  не избегать   друзей, путешествий с ребенком — не становиться  аутичной семьей.   Ребенка  нужно  активно   вводить  в  социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел   в обычную школу, но нужно ставить перед  собой   цели на ближайшее будущее.   Если вам  сейчас  нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок, самостоятельно одевался или раздевался — занимайтесь именно этим:

Запаситесь терпением

      Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

Показывайте разницу

       Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются пирожки.

Будьте последовательны

   Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

Учите подражать

    К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пирожки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пирожки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.

Занимайтесь спортом

   Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, на скакалке, спрыгивание с бревна . Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.

Научитесь отказывать

   Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

Соблюдайте ритуалы

   Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем.

Также проигрывайте каждую игру

   Проигрывать каждую игру нужно несколько раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.

Играйте в контактные игры

   «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают  развивать тактильные навыки.

Не балуйте малыша!

   Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

свернуть

«Об аутизме для родителей: новые подходы и действенные методы»

 

В коррекционной работе всегда ставится цель добиться для человека с аутизмом свободной и независимой жизни, что на практике означает научить возможно большему числу способов адекватного взаимодействия с окружающим миром.

Среди психолого-педагогических методических подходов к коррекции аутизма можно выделить две группы: основные, которые позволяют овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но этого не всегда достаточно; вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным (кроме немногих легких случаев в сочетании с адекватными условиями воспитания и обучения, прежде всего в семье).

Среди вспомогательных методов можно встретить иппотерапию,  плавание с дельфинами, холдинг, различные методы эстето- и игротерапии и даже йогу. Использование только вспомогательных методов – одна из наиболее типичных ошибок.

Другими наиболее типичными проблемами являются:

- неудачное сочетание методов;

- неадекватный выбор основного метода.

Факторы, которые следует учитывать при выборе подхода к

коррекции РАС

  1. Характер структуры дефекта.

Специфика каждого из подходов такова, что на первых этапах коррекции ставятся различные задачи, роль разных сфер психической деятельности считается ведущей. Поэтому представляется разумным применять эмоционально-уровневый подход при работе с детьми, у которых на первый план выступают аффективные нарушения, особенно, если они служат основным препятствием к общению и развитию. С другой стороны,  при выраженной умственной отсталости, когда интеллектуальные нарушения играют не меньшую роль, чем эмоциональные и коммуникативные, при отсутствии у ребенка страхов контакту более логичным кажется использование поведенческих методик, которые позволяют формировать предпосылки для развития интеллекта.

  1. Организационные возможности.

Важно, чтобы в наличии были специалисты, владеющие методиками работы в рамках упомянутых подходов. Это условие часто оказывается невыполнимым, однако, должно соблюдаться хотя бы в некоторой степени. Имеет значение объем предполагаемой работы – например, начинать развернутую поведенческую терапию при количестве занятий, меньшем, чем 15-20 часов индивидуальной работы в неделю, представляется неразумным. Существенную роль играет то, в каких условиях будут проходить занятия – есть ли возможность выбирать их или менять по вашему усмотрению. Работа с использованием ТЕАССН-подхода и поведенческой терапии требует определенной организации пространственной среды. Если нет возможности перемещать мебель, убирать из поля зрения ребенка лишние предметы, подбирать подходящие материалы и пособия, то от систематического применения этих подходов в своей работе лучше отказаться.

Таким образом, при выборе коррекционного подхода необходимо учитывать организационные составляющие ситуации, сложившейся в том образовательном учреждении, где вы работаете.

  1. Возраст ребенка на момент начала коррекционной работы является

важным фактором, влияющим на решение о том, применение какого подхода наиболее адекватно. В первую очередь, учитывается психический возраст, определять который желательно не только при помощи тестов, но и опираясь на качественный анализ особенностей развития каждого ребенка, а также на уровень его социальной адаптации.

  1. Социальная ситуация развития.

Чтобы решить, как работать с ребенком, необходимо проанализировать,  каковы реальные и потенциальные возможности его социальной адаптации.  

Основные методы коррекции РАС

Основная группа методов позволяют овладеть навыками общения,

бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но этого не всегда достаточно;

Эмоционально-уровневый подход

Метод предполагает установление эмоционального контакта терапевта с ребенком, снятие с помощью различных конкретных методов страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникации и социального взаимодействия. Круг конкретных средств четко не обозначен, но на первом плане – игротерапия, специальные варианты психодрамы, эстетотерапия. Любые элементы директивности исключаются. Предполагается, что создание мотивации к наиболее привлекательным видам деятельности повлечет за собой развитие и всех других сторон психики. Использование таких средств,  как расписание на основе фотографий или табличек с надписями допускается, но считается не более чем вспомогательным средством.

Вопросам организации и социализации поведения достаточного внимания не уделяется. Метод направлен почти исключительно на энергетическую сторону психики и почти не затрагивает структурно-функциональных и онтогенетических моментов: восстановим мотивацию – а дальше все пойдет само собой.

На практике метод относительно эффективен при легких формах аутизма, хотя поведенческих проблем он не снимает где значительное место в клинической картине составляют невротические расстройства, но в случае более тяжелых нарушений результаты если и достигаются, то не скоро и значительно более скромные.

 

Прикладной анализ поведения

Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков

и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.

    

 

Сенсорная интеграция

Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире.  Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам.  Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.

Примеры сенсорной интеграции:

— Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)

— Танец под музыку (слуховая система)

— Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)

— Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)

— Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная

координация)

— Вращение на стуле (баланс и зрение)

— Балансирование на перекладине (баланс)

 

 

TEACCH-программа

В случае аутизма, как и других отклонений в развитии, главной задачей комплексной коррекционной работы является возможно более полная социальная адаптация. Социализационные возможности лиц с аутизмом определяются многими факторами, основными среди которых являются:

  • тяжесть, глубина аутистических расстройств;
  • ранняя диагностика;
  • ее комплексный медико-психолого-педагогический характер;
  • адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной

работы, ее последовательность, продолжительность, достаточный объем;

  • единство усилий специалистов и семьи.

ТЕАССН – программы, следует направлять усилия:

1) не только на адаптацию ребенка к миру (ибо в полной мере оно невозможно), но на создание соответствующих его особенностям условий существования, на раскрытие и совершенствование внутренне присущих ему черт, на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков;

2) обучение речи считается целесообразным только при IQ>50% и не расценивается как обязательное, также как и обучение академическим и профессиональным навыкам;

3) в основе конкретных методик – четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию;

4) ТЕАССН – программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро добиться положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма. Цель добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но только для особых, ограниченных или искусственно созданных условий;

5) идеальным, по ТЕАССН – программе, считается развитие и жизнь в семье, так как именно семья считается «естественной средой существования» для аутичного ребенка. Обязательным является разъяснение особенностейаутизма, в том числе и невозможности вылечить аутизм, - формирование у родителей такого менталитета, который понимает аутизм не как патологию, а как особый, но равнозначный и равноценный с нормой вариант развития; обучение родителей приемам и навыкам работы с аутичными детьми и подростками, правилам ведения необходимой документации.

6) проживание аутичного ребенка в интернате считается весьма нежелательным, но если это все же неизбежно, места для проживания и

обучения четко делятся по условиям: разные педагоги и воспитатели, разный круг воспитанников, неодинаковые принципы организации коллектива (общение в свободное время, учеба или работа);

7) в программе ТЕАССН в значительно большей степени, чем в других

программах реализуется принцип преемственности: воспитанников «ведут» от дошкольного возраста к зрелости и старости через все промежуточные этапы («с колыбели до могилы»), хотя в какой-то мере это отражает малую вероятность достижения достаточного уровня адаптации к окружающему миру.

Обучение основным реакциям

Терапия обучения основным реакциям — это концентрация на развитии у ребенка ключевых поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на многочисленные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении.

The P.L.A.Y. Project

Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром.

The P.L.A.Y. Project при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра следует рекомендациям:

— программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет

— интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов

в неделю

— ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом

— необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков)

— родитель/специалист должен помнить, что при взаимодействии

с ребенком он должен исполнять роль учителя/партнера по игре в отношении 1:1 или 1:2.

Игровое время

Подход основан на концепции развивающего вмешательства и взаимодействия с ребенком, страдающим аутизмом. В рамках программы

выделяют шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру, стадия привязанности, стадия двухсторонней коммуникации, стадия осознания себя и решения социальных проблем, стадия символической игры, стадия осознания эмоциональных идей и эмоционального мышления. Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задача «игрового времени» — помочь ребенку пройти через все стадии.

Вспомогательные методы коррекции РАС

Вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным. Среди вспомогательных методов можно встретить иппотерапию, плавание с дельфинами, холдинг, различные методы эстето- и игротерапии и даже массаж и гипноз.

Метод холдинг-терапии

Внешне метод выглядит просто: мать прижимает ребенка к груди так, чтобы можно было смотреть ему в глаза. Ребенок проходит несколько стадий: конфронтации, отвержения, сопротивления, и разрешения. Мать должна успокаивать ребенка, даже когда он вырывается из рук, кусается,  плюется, царапается, гладить его по голове и говорить, как она его любит. На последней стадии сопротивление ребенка прекращается и устанавливается контакт «глаза в глаза». Однако в специальной литературе высказывается сомнение как в научной обоснованности положении о нарушении «базального доверия», так и с жестким, близким к насилию, поведением специалиста сеанса холдинг-терапии. Нежелательно также установлениесвязи насилие-обучение. Эмоционального контакта можно добиться и другим, более "мирным" путем. Холдинг-терапия – не панацея, но у этого метода есть свои сторонники и свои противники. Выбор остается за родителями.

 

Массаж

Сеансы массажа часто используются в качестве дополнения к основному курсу терапии. Ключевым моментов в применении массажа является постепенное привыкание пациента к процедурам. В отдельных случаях массаж начинался с коротких сеансов по несколько секунд, и требовалось более полугода для того, чтобы пациент давал согласие на регулярные длительные процедуры. В результате регулярных сеансов массажа у пациентов постепенно проявлялась повышенная допустимость

прикосновений, даже в том случае, если изначально реакция была крайне негативной.

За все время не было написано ни одного серьезного научного исследования, доказывающего, что эффект сравним с другими видами лечения этой болезни.

Социальные истории

Истории, описывающие социальные ситуации, включая детальные описания важных факторов и примеры уместных для ситуации реакций. Социальные истории являются индивидуальными и соответствуют потребностям ученика, обычно они очень короткие, включают картинки и другие визуальные подсказки.

 

Визуальная поддержка

Визуальные материалы, которые помогают демонстрировать желательное поведение или навыки самостоятельно и без подсказок. Примеры визуальной поддержки включают изображения, письменную речь, предметы, модификации окружающей среды и визуальных границ, визуальные расписания, карты, ярлыки, системы организации и временные шкалы.

   

Музыкальная терапия

Эксперты отмечают такие положительные результаты:

— развитие коммуникативных навыков

— мотивация к взаимодействию

— развитие творческих навыков и потребности в самовыражении

— улучшение памяти и концентрации

Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом.  Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме танца.

Пет-терапия (лечение с помощью животных)

Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента. Доказано, что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, а также избавляет от головных болей и бессонницы.  Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов. Практика лечения аутизма с помощью дельфинов не так распространена, но признана не менее эффективной. При общении с дельфином дети развивают концентрацию и коммуникативные способности.

 

свернуть

Влияние планшетов на развитие детей

Влияние планшетов на развитие детей

 

   Использование планшетов и компьютеров в обучении детей может привести к тому, что они будут иметь маленький словарный запас и будут косноязычными. Все это значит, что ребенок не сможет четко и грамотно изложить свою мысль, он будет постоянно делать множество речевых ошибок и употреблять слова-паразиты.
   Специалисты Королевского колледжа Лондона доказали, что дети, которых обучали учителя, а не техника, разговаривают гораздо грамотней и знают больше слов. Причина кроется в визуальном и вербальном восприятии. Как человек запоминает новые слова? Он слышит его, а потом повторяет до тех пор, пока не получится правильно. Именно так и учатся говорить дети. Слова же предоставленные для запоминания в визуальном виде воспринимаются не так и, соответственно, они запоминаются плохо, а иногда и вообще не запоминаются.

Как влияет планшет на здоровье ребенка: мнение специалистов

   Если смотреть объективно, то, несмотря на множество полезных функций, планшет – это дорогая и красивая современная игрушка. Прежде чем покупать ее своему малышу, задумайтесь о том, как может повлиять увлечение планшетом на здоровье ребенка. Врачи-офтальмологи очень негативно относятся к разного рода техническим устройствам для детей. Нам в детстве запрещали смотреть телевизор больше часа в день. Сегодня это ограничение не изменилось, но кроме телевизора сюда также добавилось сидение за компьютером, игры на мобильнике, а также использование планшета. Чем меньше экран монитора, проще и дешевле устройство, тем сильнее влияет он на зрение ребенка. К тому же, расстояние между глазами и планшетом очень небольшое. Зрение детей ухудшается очень сильно от такого напряжения, даже больше, чем при просмотре телевизора. Серьезнейшая ошибка родителей – давать малышу смотреть мультфильмы в пути. При движении напряжение для глаз усиливается втрое, они устают намного быстрее. С точки зрения физического развития ребенка игры на планшете плохо влияют на формирование позвоночника, правильной осанки. В 99% случаев дети держат его так, как удобно, лежа на диване, на полу или в кресле.

   Стоит отметить, что знакомить ребенка с обучающими играми на планшете стоит не раньше 7 лет. До этого времени о мобильных устройствах все-таки ему лучше не знать.  Почему?Как известно экраны компьютеров, ноутбуков и планшетов влияют на зрение. Соответственно если ребенок начнет с маленького возраста  смотреть в данные экраны, то к 4-6 годам его зрение упадет и придется носить ему очки.

   Какие знания и что нового откроет малыш, играя в стрелялки или гонки. Если планшет будет использовать именно с этой целью, то лучше его не приобретать.  Пускай лучше малыш выйдет на улицу и поиграет со сверстниками или посмотрит мультики, пока родители будут заняты.

   Все радуются тому, что кроха быстро осваивает гаджеты. Но специалисты констатируют нездоровую любовь детей к планшетам, которые можно носить с собой везде. Малыши даже в больницу приходят с этими «игрушками», и ни за что не желают с ними расставаться. Это провоцирует психологическую зависимость от электроники, считают специалисты.

При этом по статистике каждый десятый пользователь мобильной связи – ребенок. Рассмотрим со всех сторон вред от планшета и смартфона для детского организма.

   Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему и снижением коэффициента развития интеллекта.

   Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств.

   Во-первых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

   Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

   В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

   И, в-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

   Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характертак как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствии делает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий. Успеваемость детей в школе, увлеченных компьютерами и планшетами, снижается, а круг интересов замыкается на играх и социальных сетях.

   Прежде чем вручить малышу планшет с включенными Angry Birds, стоит задать себе вопрос, насколько действительно это необходимо? Не было бы лучше вместо этого сесть и порисовать? По-прежнему важны фантазия и живое любопытство, которые надо развивать в своем чаде. Ходите в походы, читайте вслух на ночь сказки, лепите и пойте, просто болтайте. Это принесет много больше пользы, чем часы, проведенные за играми, какими развивающими они не были.

                                                                   Забери у дитя телефон,

Поговори с ним о рыбках, о птичках,

Погоняй во дворе с ним в футбол,

Костер разведи, не используя спички.

Проще гораздо сунуть планшет,

В детские руки, не державшие палок,

Пока занят ребенок, скорей в интернет,

Ведь «лайки» важнее пряток и салок.

Дети сегодня не знают совсем,

Что делать с луком, с рогаткой,

Кроме игр онлайн других нету тем,

Зачем нужны шалаши и палатки.

«Али-баба», на санках катанье,

Игр «живых» миллион,

Подари ребенку воспоминания,

Забери у дитя телефон.

свернуть

Развитие мелкой моторики

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику данного языка.  

Для достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день через час после приёма пищи. В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором маленький пациент будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Все упражнения следует выполнять медленно, плавно и точно, иначе они не будут иметь смысла.

свернуть

Кто же такой учитель-дефектолог и чем он занимается?

ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА СТРАНИЧКЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА!

Здесь Вы найдете необходимую и полезную информацию по вопросам образования лиц с особенностями психофизического развития.

Обращаем Ваше внимание на то, что Управлением специального образования создан сайт asabliva.by с целью информирования широких слоев населения Республики Беларусь о сфере специального образования в Республике. 

Кто же такой учитель-дефектолог и чем он занимается?

Учитель-дефектолог работает с детьми, у которых имеются особенности умственного и психического развития, речевые нарушения или проблемы со слухом и зрением. Учитель-дефектолог помогает им адаптироваться дома, в детском саду или школе.

Основной целью деятельности учителя-дефектолога является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих особенности в своём развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в учреждении образования? 

  1. Проводит углубленное обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития каждого воспитанника, определяет его способности к обучению, ведёт работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
  2. Оказывает индивидуально-ориентированную коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам по профилактике и исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной речи, активизации познавательной деятельности.
  3. Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
  4. Деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста
  5. Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям воспитанников.

 Коррекционные занятия учителя-дефектолога направлены на:

  • формирование правильного произношения звуков;
  • формирование слоговой структуры слова;
  • развитие артикуляционной, мимической, мелкой и общей моторики;
  • развитие правильного речевого дыхания;
  • формирование  фонематического слуха (фонематического восприятия,  анализа и синтеза, представлений);
  • развитие темпоритмической стороны речи, интонации;
  • обогащение и активизация словарного запаса;
  • формирование навыка правильного употребления ряда грамматических категорий; 
  • развитие навыков связной речи;
  • развитие всех психических процессов.

  Каждое коррекционное занятие, которое проводит учитель - дефектолог в дошкольном учреждении, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи. Занятия проходят в игровой и занимательной форме,  создается атмосфера эмоционального комфорта.

Вот в этом и заключается работа учителя-дефектолога.

О развитии речи своего ребёнка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный учитель-дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребёнка.

Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. 

Уважаемые родители, дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребёнка!

 

 

свернуть

ПРАВИЛЬНО ЛИ РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА?

    Очень часто родители встречаются с различными нарушениями речевого развития детей. Порой ребёнок действительно нуждается в особом внимании, а порой родители просто предъявляют завышенные требования к речи ребёнка и ждут от него результатов, которых малыш просто не в состоянии достичь в силу своего возраста. Поэтому родителям необходимо знать речевую норму, которой ребёнок должен овладеть к своему возрасту. При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к двум годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития.     2 года. Какой должна быть речь в норме? В два года ребёнок употребляет так называемые «слова-предложения». Одним словом «мама» ребёнок может выражать и жалобу, и просьбу взять на ручки, и желание получить интересующую игрушку и т.д. В этом возрасте активно формируется словарный запас. Дети постоянно слышат от взрослых много самых разнообразных слов и постепенно овладевают их значением. Определённую тревогу вызывает склонность некоторых молодых родителей к различного рода «жаргонным словечкам», «усечённым формам» слов (телик, велик). Можно не сомневаться, что именно в таком виде эти слова и будут усвоены детьми. Нужно ли с самого начала так обкрадывать речь ребёнка?    Что касается грамматического строя, детям двух лет характерно то, что они могут не согласовывать слова друг с другом, а строят фразу по типу простого «нанизывания» слов друг на друга: дай книга папа, Вова ест каша и т.д.    До трёх лет усваивается произношение несложных звуков: И, Ы, У, Н, Т, В. Более сложные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л) ребёнок учится правильно произносить начиная с трёх лет.     3 года. Какой должна быть речь в норме? В три года у детей появляются первые обобщённые слова: игрушки, обувь, одежда. В этом возрасте ребёнок уже употребляет слова с различными формами окончаний (стол–столы, рисует чем – карандашом). Дети допускают ошибки, свойственные их возрасту, например, в следующих случаях: ест ложком, окны. До четырёх лет эти ошибки считаются нормой.     В ряде случаев ребёнок может надолго застревать на первых словах – дальнейшее накопления словаря не происходит или слова носят лепетный характер и непонятны для окружающих. Тревожным симптомом это будет считаться к четырём годам.     Что касается звукопроизношения, то в этом возрасте ещё встречается смягчённое произношение звуков: сянки, тиква, но свистящие С, З, Ц уже начинают произноситься правильно. Шипящие звуки ребёнок может заменять. Вместо «шапка» говорит «тяпка», «сяпка», «сапка». Это норма. Если Вы замечаете, что ребёнок не говорит или неразборчиво лепечет, нужно выяснить два основных момента:      1) хорошо ли понимает ребёнок речь окружающих. У ребёнка могут быть определённые мозговые нарушения, вследствие которых ребёнок не понимает речь, как бы не слышит её при нормальном слухе.     2) не нарушена ли подвижность речевых органов. Это могут быть легкие параличи мышц языка, когда язык малоподвижен, ребенок не может выполнить простые движения языком по заданию взрослого: вытянуть губы в трубочку или высунуть язык; наблюдается повышенное слюнотечение, или ребёнок говорит сильно «в нос» (гнусавость). Это повод обратиться за консультацией к учителю - дефектологу, детскому психоневрологу.     4 года. Какой должна быть речь в норме? В четыре года ребёнок правильно определяет и называет местоположение предметов (слева, справа, рядом), называют части и детали предметов, правильно используют предлоги, учатся использовать простые и сложные предложения. Пересказывают небольшие сказки, поддерживают беседу: задают вопросы правильно по форме и содержанию, отвечают на вопросы. В этом возрасте исчезает смягчённое произношение звуков, шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) могут произноситься недостаточно чётко. Не у всех детей ещё формируются звуки Р, Л.      5 лет. Какой должна быть речь в норме? В пять лет дети используют в речи прилагательные, наречия, предлоги точно по смыслу. Учатся согласовывать существительные с числительными (нет пяти яблок). Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, из личного опыта, передавая хорошо знакомые события. В этом возрасте правильно произносятся свистящие, шипящие. Могут встречаться ошибки при различении похожих звуков (Ш-Ж, Ч-ТЬ) недостаточно сформированными являются звуки Р, Л.     

 6 лет. Какой должна быть речь в норме? С 6 до 7 лет речь детей характеризуется следующими признаками: – расширяется запас слов, в речи используются синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением (например, ягоды, транспорт, мебель и т.д.); – закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимениями;  – дети образуют по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных (шапка из меха – меховая, высокий - выше);  – используют в речи предложения разных видов; – дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы по плану, по картине, серии сюжетных картинок; умение составлять небольшие рассказы из личного опыта;  – звуковая сторона речи в этом возрасте усвоена полностью, звуки дифференцируются на слух и в произношении.     Однако нередко наблюдается недосформированность тех или иных речевых навыков. Дети употребляют неправильные окончания, не умеют подобрать нужное слово, выделить звук из слова, неправильно произносят один или несколько звуков в речи. Эти особенности речи могут повлечь за собой трудности при дальнейшем обучении в школе.

Материал подготовлен на основе Учебной программы дошкольного образования

свернуть

Нужен ли ребенку учитель-дефектолог?

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как -будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, будто бы у малыша акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук; воздух идет   в бок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.
  • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
  • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
  • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.
  • Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с учителем - дефектологом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с ребёнком — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

Уровень развития речи детей в 3 года

  1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
  2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
  3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
  4. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
  6. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  7. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
  8. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Уровень развития речи детей в 4 года

  1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.
  2. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки
  3. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
  4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  6. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
  7. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

Уровень развития речи детей в 5 лет

  1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
  2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
  3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще,но все же еще не во всех ситуациях.
  4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
  5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходствов звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
  6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
  7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
  8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
  9. Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

Уровень развития речи детей в 6 лет

  1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
  2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
  3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
  4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
  5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка.
  6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
  7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять

различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

 

свернуть

Игры для развития фонематического слуха

«Узнаем неречевые звуки»

 

1. Игра «Угадай, что звучало».

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите  ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

 

2.Игра «Шумящие мешочки»

Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри

 

3. Игра «Жмурки».

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

 

4. Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш  повторяет ритм с закрытыми глазами.

 

5. Игра «Где позвонили?»

Для  игры понадобится колокольчик или другой  звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть  глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

 

6. Игра «Узнай, что звенит (гремит)?»

На столе несколько предметов (или  звучащих игрушек). Предлагаем ребенку  внимательно послушать и запомнить,  какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

 

7. Игра «Громкие подсказки».

 Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если  малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.

 

8. Игра «Подбери картинку или игрушку».

Взрослый издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит), а ребенок  угадывает,  что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку

 

 

 

 

«Формируем фонематический слух»

 

1. Игра «Угадай-ка»

У ребенка картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

 

2. Игра «Близко–далеко».

Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится  различать, где гудит паровоз (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая  дудочка играет: большая (у-у-у  низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

 

3. Игра «Поймай звук»

 Взрослый произносит ряды  звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

 

4. Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три -четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь,  и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах

 

5. Игра «Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

 

6. Игра «Поймай слог»

Взрослый произносит слоговые цепочки, а ребенок хлопает в ладоши, топает, поднимает руку и т.д., когда услышит слог с заданным звуком.

 

7. Игра "Одинаковые или разные"

Ребенку на ушко говорится слог, затем взрослый произносит тот же слог или совершенно противоположное сочетание звуков. Задача дошкольника угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

 

8. Игра «Выдели слово».

Взрослый предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с  заданным звуком.

 

9. Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком раскладываются картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

 

10. Игра «Верно - неверно».

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант  произношения.

 

11. Упражнение «Подумай, не торопись».

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Подбери слово, чтобы первый  звук был бы К.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

 

12. Игра «Похлопаем».

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен  хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный  вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

 

13. Шутки - минутки.

Взрослый читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры :

Хвост с узорами, сапоги со шторами.

 

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

 

За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.

 

Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.

 

Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.

 

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.

 

Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.

  1. Упражнение «Звуковой домик» («Звуковая линейка», «Начало, середина, конец»).

Взрослый  произносит слова с заданным звуков, а дошкольники с помощью разноцветных  символов определяют место звука в словах (начало, середина,  конец).

 

  1. Упражнение «Чистоговорки».

Взрослый начинает, а ребенок договаривает  последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе)

 

  1. Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок  на слух определяет и называет их количество.

 

  1. Игра «Отгадай слово».

Ребенку предлагаются слова с пропущенным  звуком,  нужно отгадать слово.  Например, из слов убежал звук «Л» (мы.о, .ук, ку.ак).

 

  1. Игра "Доскажи словечко"

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

  1. Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук»: ребенок должен вставить в

Стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен.

Землю роет старый к...от (крот),

Под землею он живет.

 

 

свернуть

Развитие фонематического слуха у детей