Группа интегрированного обучения и воспитания

В государственном учреждении образования "Черкасский детский  сад" функционирует две группы интегрированного обучения и воспитания для воспитанников от 4 до 5лет; от 5 до 7 лет. Образовательный процесс в группах осуществляют следующие педагогические работники:

Политанская Наталья Владимировна - воспитатель дошкольного образования 1-ой квалификационной категории;

Ханцевич Елена Владимировна - воспитатель дошкольного образования 1-ой квалификационной категории;

Петрова Людмила Васильевна - учитель-дефектолог 1-ой квалификационной категории;

Организация развивающей среды в группе строится  в соответствии с возрастом воспитанников и содержанием «Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50. Средняя обеспеченность игровым оборудованием в специальных группах  на 01.09.2021 составляет 98% и 97%.

Зачисление воспитанников в  группу интегрированного обучения и воспитания  производится на основании заявлений законных представителей, заключений центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, направления управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома,  медицинской справки установленной формы. 

Интегрированные группы в детском саду

Интегрированные группы в детском саду

 

Интегрированные группы в детском саду

Модели интегрированного обучения и воспитания, при которой все дети с особыми потребностями (не только с особенностями психофизического развития) включены в общую систему образования и развиваются, обучаются в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях вместе со своими сверстниками, раньше не было. Ребенок с ОПФР (особенностями психофизического развития) не имел никаких шансов обучаться со своими ровесниками в детском саду или школе. Как же процесс интеграции проходит на практике?

- Что значит «интегрированная группа»?

- Группа, где дети с ОПФР прибывают совместно с другими ребятами.  Детки с особенностями в развитии учатся жить в обычной социальной среде, развиваться вместе со своими сверстниками.

- Есть ли какие-то отличия интегрированной группы от обычной?

- Общее количество детей меньше, чем в массовой группе. Если, к примеру, в обычной группе 20 малышей, то в интегрированной – 12. Из них деток с ОПФР – 3-4. С особенными ребятами дополнительно занимается дефектолог.

Все режимные моменты, занятия с ребятами проходят в обычном распорядке.

-Если поподробнее, в чем же особенности интегрированной группы с практической стороны?

- Малыши с ОПФР требуют внимания в разы больше, чем остальные дети. Им необходимо полное сопровождение во всех режимных моментах (особенно первый год пребывания в детском саду). На занятиях (рисование, лепка и т.д.), которые проходят в групповой форме, чтобы добиться результата, с особыми детками все действия выполняются за руку. Параллельно нужно удерживать внимание и помогать остальным ребятам. И не в том дело, что тяжело педагогу, а печально, что ни те, ни другие ребята не могут полноценно научиться, понять, освоить.

- А если говорить про внешние условия, обстановку (мебель, оборудование, игрушки) есть какие-то особенности?

- Чем точно не отличается интегрированная группа, так это обстановкой. С одной стороны, вроде так и должно быть, ведь мы особенных детей адаптируем к повседневной социальной среде, но с другой стороны никуда не уйдешь от того, что особенным детям нужно особое развитие, обучение, которое проходит по специальным программам, а значит обстановка и оборудование в группе должно быть соответствующими.

То же самое можно сказать и о методическом обеспечении для педагогов, и о материале и оборудовании для специализированных занятий.

Для особенных детей необходим специальный материал для занятий, чтоб максимально задействовать их восприятие. Для них важна наглядность, тактильность, звук у предложенного материала (т. к. внимание у них неустойчивое). 

- Все находящиеся дети в группе с ОПФР имеют одинаковые особенности в развитии?

- Особенности развития у детей могут быть разные. И в этом тоже своя сложность, как для самих малышей, так и для педагога. Поясню: получается так, что, имея разный вид особого развития, они друг у друга могут перенимать неправильное поведение (например, детки с синдромом Дауна, у которых развито подражание, повторяют за детьми с расстройством аутистического спектра, однотипные ритуальные движения).  С точки зрения образовательного процесса, если в группе малыши с разными диагнозами, их развитие и обучение проходит соответственно по разным программам. Педагогу приходится работать по 3 программам (включая программу для массовой группы) одновременно. Даже если не касаться программ, каждая особенность в развитии требует своего подхода для освоения одного и того же навыка разными малышами.

-А как дети взаимодействуют между собой?

- Поначалу ребятам трудно найти контакт. Взрослые, конечно, всячески стараются помочь, выступая проводниками между детьми, вовлекая их в совместную деятельность, привлекая всех ребят к помощи и обучению деток с ОПФР. И это дает свой результат: со временем дети сами проявляют внимание к особенным малышам, и общение налаживается.

- А как родители обычных детей относятся к интегрированным группам?

- Далеко не все родители охотно отдают своих детей в такую группу. В основном их привлекает меньшее количество детей в группе. Многие по истечению какого-то времени, переводятся в массовые группы. Это свидетельствует о том, что еще не все в нашем обществе готовы принимать разных людей, детей. Но это выбор каждого. Детская психика еще очень уязвима. Если вокруг находится больше деток с особенностями в поведении, то дети, склонные во всем к подражанию, могут перенимать некоторые манеры неправильного поведения.

В результате получается, что обычных детей столько же, сколько и особенных малышей, а то и меньше. Хотя по правилам комплектации группы, количество детей без особенностей должно преобладать над количеством детей с ОПФР, чтобы особые ребята могли социализироваться в обычную среду, а не наоборот.

В любом случае у обычных деток и их родителей есть выбор, посещать интегрированную группу или нет. У особенных детей - выбора нет.

- То есть дети с ОПФР могут посещать только интегрированную группу, получая дошкольное образование в учреждении общего типа?

- Да. Но количество таких групп ограничено и найти что-то возле дома непросто, поэтому многим родителям приходится возить детей через весь город.

- Обучение и развитие детей с ОПФР в интегрированной группе идет по отдельным программам?

 Для каждой категории - специальные образовательные программы. Сложность пока только в том, что нет такой программы для детей с расстройствами аутистического спектра, в принципе ее и не может быть общей. Дети с аутизмом все разные и для каждого должен быть отдельный алгоритм развития и научения. 

- Как  организовывается работа в группе с такими ребятами?

- Эти ребята требуют индивидуального подхода во всем.  Им сложно заниматься в группе с другими детьми, для них в основном эффективно только индивидуальное обучение и развитие. Не так давно в интегрированные группы стали вводить тьютора (воспитатель-сопроводитель) для малышей с аутизмом.

Также для таких ребят нужно создавать специальную среду. Какие-то отдельные фрагменты комфортной среды в интегрированной группе для детей с аутизмом создать можно, и они посильно создаются. Но идеальные условия для их обучения сложно организовать (отдельная пустая комната с белыми стенами, например).

Общие режимные моменты не всегда подходят деткам с аутизмом. Зачастую у них нарушен сон, а другим детям дневной сон необходим. Также они избирательны в еде: общую пищу детского сада не кушают. То есть, нахождение весь день в общем детском учреждении для малышей с аутизмом проблематично, но с другой стороны родителям ведь тоже нужно работать.

- Подводя итог, получается, что на практике интеграция деток с ОПФР проходит непросто…

- Интегрированное образование в первую очередь должно помочь деткам, которые имеют особенные потребности, научиться максимально самостоятельно жить в социуме. Но пока даже отдельная помощь в их адаптации есть не всегда. Поэтому, создавая инклюзивное образование, нельзя забывать о грамотном подходе с практической стороны, начиная от комплектации групп детьми и организации работы в таких группах как интегрированная, оснащение групп необходимым оборудованием и материалом, и заканчивая повышением квалификации специалистов, открытием образовательных и развивающих центров, информационной поддержкой родителей и общества в целом.

А это под силу только государству, впоследствии сделать так, чтобы красивое слово «инклюзив» было не просто словом на бумаге, а реализовалось в жизнь, тогда, возможно, и общество будет на равных принимать всех с любыми особенностями.

А пока, успешность в адаптации особенных ребят – это в основном заслуга их родителей, которые, не рассчитывая на помощь государства, несмотря на все сложности, находят пути развития своих деток, чтобы каждый день своего ребенка сделать лучше предыдущего!

 

свернуть

Об особенностях психофизического развития

Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ.

В настоящее время в Республике Беларусь набирает обороты система помощи детям с ранним детским аутизмом. Необходимость в интенсивности организации такой помощи очевидна и не вызывает сомнений, т. к. обусловлена высокой частотой выявления таких детей.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра  - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.

Статистики о том, сколько в Беларуси детей с аутизмом, нет. Но если верить мировой статистике, с аутизмом разной степени тяжести сталкивается каждый 68-й ребенок – значит, каждый год в Беларуси появляется больше 1 000 особенных детей. 

О признании проблемы аутизма общемировой свидетельствует объявление Организации Объединенных Наций 2 апреля - Всемирным днем распространения информации об аутизме, начиная с 2008 года.

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с отстаиванием родителей прав своих детей. Действующее в Республике Беларусь, законодательство, активность педагогов, психологов, медиков, родителей детей с аутизмом позволяют осуществлять организацию более эффективной работы по образованию, адаптации и вовлечению таких детей в жизнь общества. Наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» во главе с ее директором Татьяной Яковлевой, которые при поддержке ЮНИСЕФ, в мае 2013 года планировали запустить пилотный проект помощи детям с аутизмом, с непосредственным участием представителей Министерства здравоохранения, образования, труда и социальной защиты. Другими словами, родители и мотивированные специалисты испытывают дефицит кадрового ресурса по обучению современным методам и оказанию помощи аутичным детям.

Соответственно 03 мая 2013 зам. председателем Мингорисполкома г. Минска Игорем Васильевичем Карпенко был принят и подписан протокол поручений, в соответствии с которым начала расширяться сеть ресурсных Центров для развития интегрированного обучения и воспитания, и оказанию комплексной помощи детям с РАС.

Создание ресурсных Центров является инновационным направлением в развитии специального образования. В них предусмотрено оказание методической помощи педагогам общеобразовательных учреждений.

 

Внесены предложения по организации социального сопровождения (тьютора/ ассистента/воспитателя индивидуального сопровождения) для детей с аутистическими нарушениями. Именно «Национальный институт образования» взял на себя создание нормативной базы, через проведение научно – исследовательской деятельности по разработке квалификационной характеристики «Тьютора», как социальной и психолого- педагогической необходимости. А также готовит проект документа о внесении в Кодекс об образовании дополнение о выделении детей с аутизмом, в отдельную нозологическую группу «Дети с аутистическими нарушениями», поскольку термин «Расстройство аутистического спектра» является исключительно медицинским.

Приоритетом развития детей с аутистическими нарушениями является подготовка к максимально возможной самостоятельной его жизни в обществе. Но, зачастую, родители, стремясь дать своему ребенку формальное образование, ошибочно ставят на первое место уровень овладения им определенным объемом знаний. Специалисты разъясняют родителям приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в жизни, когда ребенок не только располагает знаниями, но и может ими пользоваться, обладает способностью и готовностью применять их в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все». 

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», - говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом? Можете дать какие-нибудь рекомендации для них?

Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, - все это происходит как раз из этого конфликта.

Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется много времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.

Источник: 

https://parcko.minskedu.gov.by/

http://asabliva.by

свернуть

Зачем ребенку с расстройством аутистического спектра расписание?

Особенные дети привыкают к определенному распорядку дня, и любой его сбой может обернуться катастрофой. Например, утром ребенок просыпается, потом – умывается, завтракает, а потом идет с мамой на занятия. Когда занятие заканчивается, они возвращаются домой и обедают. Или едут в магазин.

       Эту последовательность создает расписание. Его можно составлять с помощью карточек или предметов. Вилка означает, что ребенок идет есть, мочалка – умываться, расческа – расчесываться, футболка – что сейчас он будет одеваться.

Для чего нужно расписание?

  • Для комфорта ребенка. Ребенок понимает, что его не просто взяли на руки и куда-то повели, а понимает, что его ждет и к чему ему нужно готовиться. И чувствует себя более спокойно и комфортно.
  • Для минимизации конфликтов. Ребенок заранее знает, что произойдет, ведь правила диктует расписание, а не мама или папа, с которыми можно поспорить.
  • Для развития самостоятельности. Расписание учит ребенка обходиться без подсказок и инструкций от других людей.
  • Для снижения тревожности. Визуальное расписание помогает ребенку понять, что происходит вокруг, и облегчает коммуникацию с окружающими. Это эффективный способ упорядочить бытовую и учебную деятельность ребенка.

Важно понимать, что визуальное расписание не будет работать само по себе, даже если его прикрепить на видное место. Есть определенные алгоритмы его ведения.

Расписание всегда располагаем в зоне видимости и досягаемости ребенка, чтобы он мог с ним взаимодействовать

 Выстраивать расписание мы начинаем с короткой и простой последовательности. Например, «сначала» – «потом»: так мы учим ребенка понимать последовательность действий во времени. Сначала мы завтракаем, потом мы играем. Сначала мы идем на занятия, потом – гуляем.

Как только ребенок усвоил эту простую последовательность, можно делать следующий шаг – расширять временные промежутки. Создавать визуальное расписание на занятие, на часть дня, затем – на день. И только затем можно организовывать расписание на неделю.

Из чего составить визуальное расписание?

Это зависит от того, каким средством альтернативной коммуникации пользуется ребенок.

Предметное расписание наполняется реальными предметами или заместителями. Маленькая ложка или чашка напоминает о приеме пищи. Зубная щетка – об умывании и т.д.

Карточки или фотографии с изображением предметов – ничего лишнего, только то, что предстоит сделать.

Подписи без картинок используются для читающих детей или для взрослых.

Важно! Расписание всегда располагаем в зоне видимости и досягаемости ребенка, чтобы он мог с ним взаимодействовать. Это может быть доска, или полка, или подставка, или контейнеры – для предметов, карточек.

    Также необходимо предусмотреть пространство (контейнер, коробку, другую полку) для завершенных дел. Чтобы ребенок понимал, что одно действие, событие закончилось и можно переходить к следующему. Завершение действия дает возможность детям активней осваивать временные параметры, и это не только «сейчас» и «потом», но и «вчера», «сегодня», «завтра», а также дни недели и даже месяцы

     С помощью визуального расписания дети учатся не только понимать происходящее. Они знают, что их ждет в течение дня, снижают стрессовую нагрузку. Кроме того, постепенно они учатся планировать день, и в дальнейшем расписание можно составлять вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЙ ДЕНЬ

 рабочая тетрадь по формированию основных понятий о повседневной жизни. Тетрадь объединяет несколько пособий:

  1. лист МЕНЮ + 34 карточки 4х4 см с основными блюдами и продуктами: суп, мясо, курица, яичница, творог, сосиски, колбаса, котлеты, вареное яйцо, бутерброд, пельмени, рыба, борщ, пшенная каша, манная каша, грибы, овсяная каша, морс, блинчики, оладьи, вареный картофель, жареный картофель, рис, картофельное пюре, греча, макароны, чай, молоко, какао, компот, кефир, сок, йогурт, вода; 2. Пособие "Я НАДЕНУ": набор карточек "погода" 9 шт, набор карточек "времена года" 4 шт, набор карточек "одежда" 24 шт, набор карточек "что взять с собой" 12 шт. Все карточки размером 4х4 см; 3. лист "Я иду в магазин" + 14 карточек 4х4 см с некоторыми товарами для покупок: мыло, зубная щетка, шампунь, варенье, сок, банан, картофель, мороженое, печенье, шоколад, конфеты, мармелад, чупа-чупс, киндер; 4. лист "Части тела" + 14 карточек 4х4 см "Части тела": рука, колено, локоть, ладонь, нога, палец, голова, нос, ухо, стопа, шея, глаз, живот, рот; 5. лист "У меня болит";
  2. лист "Я занимаюсь - мне потребуется" + 22 карточки 4х4 см с основными принадлежностями для занятий: альбом, карандаш, клей ПВА, кисть для рисования, клей-карандаш, краски, стирательная резинка, линейка, пенал, пластилин, ручка, тетрадь, учебники, фломастеры, дневник, цветные карандаши, счетные палочки, непроливайка, цветная бумага, ножницы, точилка, кисточка для клея;
  3. лист "Я люблю" + 8 карточек 4х4 см с некоторыми действиями и предметами, которые могут нравиться ребенку: подарок, праздник, смотреть мультики, конструктор, планшет, машинка, мяч, играть; 8. лист "Месяцы года" + 12 карточек 4Х4 см с названиями месяцев; - пособие "Учим дни недели" + 7 карточек 4Х4 см с днями недели.
свернуть